В рамках традиционной акции Национального художественного музея Беларуси "Вераснёвая ноч", посвященной в этом году авангардному искусству, коллекция музея пополнилась тремя супрематическими работами Надежды Ходасевич-Леже. Ученица Малевича и Стремежинского, супруга известного французского художника Фернана Леже до самой смерти не теряла связей с белорусской родиной и музеем.
"Я тогда работал в Художественном музее. Как-то директор и говорит, что сегодня прилетает мадам Леже. Поехали в аэропорт, встретили ее. А поскольку я тогда был еще холостяком, меня определили, что я буду вроде ординарца. И я носил за ней пальто и шубу – Леже было постоянно то жарко, то холодно. Как-то я подсмотрел, как она гимнастикой занимается, и сделал набросок ее портрета скульптурного. Но самое ценное было в следующий ее приезд, когда она привезла эскиз мозаики на фронтон козырька Дворца Спорта, выполненный ее мужем. Она показала эскиз и руководству, и Машерову. Она говорила, что оплатит командировку рабочим, художникам, оплатит гостиницу, оплатит материалы, только дайте возможность реализовать эту работу. Но до сих пор на этом козырьке ничего и нет", – рассказал Миско.
Как вспоминает собеседник Sputnik, из Беларуси Надя Леже любила увозить настоящие "ожерелья" из лесных грибов. Миско считает, что увековечить память Надежды Ходасевич-Леже как минимум в нашей стране просто необходимо, поскольку художница и подвижница искусства сделала очень и очень много и зачастую совершенно бескорыстно.
Беседу с Иваном Миско слушайте в аудиозаписи радио Sputnik Беларусь.