Открытие средней школы №34 в Бобруйске стало событием не только для бобруйчан, но и для всей Могилевской области. Ее строительство в бобруйском микрорайоне Западный вполне можно назвать стройкой года на Могилевщине. Анонсируемый проект изначально преподносился как прорывной — школа будущего. Принципиальным его отличием от всех имеющихся учебных заведений было то, что, по сути, в строй введен учебный городок.
Есть чем гордиться
Ожидания бобруйчан оказались ненапрасными. Широкие холлы, просторные классы с высокими потолками, оснащенные компьютерным оборудованием четвертой технологической революции. Великолепная столовая с буфетом, оборудованные электронным персональным учетом каждого ученика, когда каждый родитель в конце недели на свой мобильный телефон получает уведомления о суммах, потраченных его ребенком в школьном буфете. При желании можно получить и распечатку того, что ваш ребенок покупал.
Крытый бассейн на территории школы, спортивный зал и стадион построены с соблюдением всех условий спортивных тренировочных объектов европейского уровня. Среди бобруйских родителей и детей школа стала популярной сразу с момента приема документов. Школа большая, проектом предусмотрено, что одновременно в одну смену в ней могут учиться 1020 человек.
Первых классов набрали семь. Они будут учиться в две смены. Не совсем привычно, но вполне естественно для нового района, где живут молодые семьи. А вот 11-й класс в школу не набирался: по вполне понятным причинам выпускники следующего года не стали менять привычное место обучения — это не тот случай, когда ради даже самой современной школы в последний год учебы стоило бы рисковать. 10-й класс набран один. По этой причине первый выпуск в 34-й бобруйской школе состоится через два года, в 2020 году.
Вполне заслуженные аплодисменты получили открывавшие новую школу губернатор Могилевской области Владимир Доманевский и мэр Бобруйска Александр Студнев.
Ходить или учиться?
А что с содержанием? Здесь много вопросов, на которые пока никто не может дать ответ. Вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу или учился в школе? Почувствуйте разницу в самой постановке вопроса. Создать педагогический коллектив в новой школе, привить свои традиции — задача задач, которая стоит перед директором новой школы Ириной Матузовой.
Эмоциональный всплеск, эйфория, завышенные ожидания — все это ложится на Ирину Николаевну. Для директора новой школы это уравнение со всеми неизвестными. Сегодня набрали семь первых классов, на следующий год — пять, потом четыре, три, два. По новым проектам школы строятся во всех крупных городах, включая Минск, в новых микрорайонах. Новые микрорайоны по сути представляют собой "демографические горки", где в силу естественных причин, связанных с молодежной средой, рождается большинство детей.
Через пять-семь лет районы "взрослеют", детей становится меньше. А из этого следует, что в течение очень короткого времени одних учителей — начальных классов — нужно увольнять, а других — предметников — набирать. А это всегда и везде конфликтная ситуация. Как создать целостный коллектив, когда по естественным и не зависящим от тебя обстоятельствам он постоянно меняется? Как в самом начале учебного года распределить нагрузку между учителями — самый сложный и конфликтный вопрос? Традиционно в этой борьбе побеждали более старые преподаватели. Может, по этой причине средний возраст преподавательского состава средней школе №34 Бобруйска — 35 лет.
На сегодня непонятен социальный состав, переехавший в новый микрорайон: какие семьи, с какими привычками и традициями? Это уже высшая математика для директора новой школы. Как выстраивать взаимоотношения с родителями детей? Чего хотят родители от школы? Насколько справедливы и адекватны их ожидания? Это проблема не только вновь назначенного директора школы, но и ответственных руководителей управления образования, которые являются прямыми кураторами в этих вопросах.
Консерватизм в образовании
Лично меня настораживает та схематичность, которая связана с технологиями в образовании. К примеру, как относиться к электронным дневникам? Вроде бы все хорошо. Завуч, директор, родители (при их желании) могут в режиме реального времени ознакомиться с оценками любого ученика. Но школа — это еще и основной, если не главный институт общественной социализации. Сам возраст ребят подразумевает некую тайну — между одноклассниками, между учителем и учеником. И эта тайна становится основой творческого начала, которое или проявляется, или нет. Если между учителем и учеником этого нет, то учитель становится продавцом знаний, а ученик — его покупателем. На мой взгляд, этот сегодняшний тренд крайне опасен, он переводит новое поколение, говоря словами Александра Зиновьева, в состояние членов "глобального человейника". Школьные оценки — это своего рода кредитная история каждого ученика, ее старт может быть неудачным, но со временем все выравняется. Бывает и наоборот, когда школьные отличники во взрослой жизни пропадают. В рамках школы неудачный старт сложно преодолеть. Очень часто инерция "двоечника", "троечника" проходит через весь период школьного обучения, и преодолеть ее очень сложно, иногда дети меняют школу, чтобы справиться с этим. А когда учителя узнают, что их самый плохой ученик в вузе стал одним из лучших студентов, то сильно удивляются.
На мой взгляд, во всех этих "творчески-электронных" начинаниях мало педагогики, больше желания выделиться на фоне других, идя в "ногу со временем" с цифровой экономикой, и явный элемент вмешательства в личную жизнь. Кто даст гарантию, что все эти данные не пойдут гулять по сети и не вызовут психологическую травму у ребенка? Хорошая защита информации? Сегодня хакеры-любители и не такие сайты взламывают.
Любая новая технология всегда несет не только элемент созидания, но и элемент разрушения. И вовсе не случайно, что в дорогих и престижных частных школах в Англии сотовые телефоны запрещены, сделали это и во Франции. Европейцы поняли, что если этого не сделать, то знаний у учащихся не будет, а будет только информация, которую можно переписать и представить учителю, совершенно ее не понимая. Они ограничили до минимума достижения "цифровой экономики" в процессе обучения, справедливо полагая, что высшей точкой инноваций в средней школе является здоровый консерватизм. И только на этом основании могут появляться личности.
Эти вопросы пока остаются. Образование — бесконечная тема. Надеюсь, вернуться к ней более подробно и детально, например, в преддверии Дня учителя. Может, нам стоит подумать над созданием авторских школ? Таких, как школа Ямбурга, братьев Васильевых или "Золотое сечение" в Москве? Им вполне можно было бы выделить одну из старых школ в центре Минска, и это бы стало закономерным финалом реформы средней школы, которая проведена в этом году. Они стали бы тем локомотивом в системе среднего образования, о котором много говорят, но которое по многим параметрам после реформы оказалось уж очень усредненным.