МИНСК, 4 сен — Sputnik. Сокращение поставок нефтепродуктов из России в Беларусь внесет напряжение в отношения двух стран, об этом заявил эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков во время видеомоста Москва — Минск, который прошел во вторник в МПЦ Sputnik Беларусь.
"Планирование сокращения поставок нефтепродуктов из России в Беларусь — это точка напряжения, точка искрения в российско-белорусских отношениях. У нас всегда переговоры в этом плане были сложные, мы помним историю с венесуэльской нефтью. При этом всегда удавалось найти какое-то компромиссное решение. Причем это решение было довольно выгодно для Беларуси — вся нефть, которая поступала на белорусские НПЗ, была беспошлинная. Стоит ожидать, что сейчас вряд ли будет какой-то жесткий вариант", — предположил он.
Специалист уверен, что компромисс будет найден. "Однако невозможно решить проблему поставки нефтепродуктов, не договорившись при этом по поставкам нефти в рамках налогового маневра", — подчеркнул он.
Неэкономические последствия
О том, к чему может привести развитие нефтяного спора, высказался также директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда. "Кроме экономических последствий сокращения поставки нефтепродуктов, будут, может быть, даже более явные последствия в информационной и имиджевой сфере. Очевидно, что в ближайшее время начнется очередная информационная волна спекуляций на эту тему, относительно того, что якобы рушатся отношения между двумя странами", — отметил он.
По мнению эксперта, возможны информационные вбросы, и важно, чтобы их не поддержало ответственное журналистское сообщество. "Как мы видим, природа спора абсолютно экономическая, хозяйственная и не выходит за пределы этого. Тем более что новый российский посол в Беларуси Михаил Бабич наделен дополнительными полномочиями спецпредставителя президента по развитию торгово-экономического сотрудничества, что свидетельствует о том, что Россия понимает всю серьезность отношений в экономической сфере, настроена искать компромиссы и решать эти вопросы", — заявил Рекеда.
Как отреагирует Беларусь?
Эксперты отмечают, что каждая из сторон нефтяного спора, безусловно, будет искать аргументы в свою пользу. "В прошлом нефтегазовом споре, когда стороны апеллировали и торговались, Беларусь аргументировала свою позицию повышением ставки транзита на нефть и нефтепродукты. Это был довольно серьезный аргумент. Если мы говорим о нефтегазовой отрасли, то Беларусь может противопоставить только это", — предположил Игорь Юшков.
Однако, по его словам, возможен и ряд других политических моментов. "Сложно прогнозировать, что должен делать Минск для того, чтобы распространить на 18 миллионов тонн общих поставок или на 6 миллионов тонн для внутреннего рынка нулевой акциз", — отметил эксперт.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Артем Пылин, в свою очередь, считает, что могут быть затронуты и другие аспекты. "Россия должна понимать, что Беларусь является, безусловно, важным транзитным узлом. При этом дешевые энергоносители для Беларуси важны также для российского потребителя, поскольку из них производится белорусская продукция, которая, в том числе, находит спрос и на российском рынке. Например, продукция сферы машиностроения. Российский потребитель покупает достаточно конкурентоспособную по цене продукцию, в том числе за счет относительно льготных условий поставок", — пояснил он.
В данный момент на товары из Беларуси приходится около 5 процентов в российском товарообороте. "Здесь важно сохранять баланс. А в условиях, когда российский импорт из Беларуси существенно отстает по темпам роста от российского экспорта в Беларусь, нужно понимать, что для белорусов это очень чувствительная сфера. Конечно, нужно стремиться учитывать интересы партнеров", — подчеркнул Пылин.