У нынешнего поколения греков есть проблемы с культурой быта. Но местные жители по этому поводу абсолютно не напрягаются.
Самое большое разочарование нынешней поездки в Грецию (а она у меня уже четвертая) — бытовые отходы, которыми стихийно обрастает морское побережье. Кучи пластика, картона, бутылок и жестяных банок явно нельзя приписать исключительно туристам (хотя и среди залетных гостей тоже встречаются хамоватые особи, которым лень дойти до мусорки). Отели, которыми утыкана прибрежная зона, как раз таки — оазисы, где чистота и порядок тщательно поддерживаются персоналом, да и самими отдыхающими. Дорожки подметаются, газоны стригутся и поливаются, в некоторых отелях даже пляжный песок просеивается специальными машинками. В нашем нынешнем отеле мусорные корзины стояли у каждого лежака: съел персик — вытянул лениво руку, разжал пальцы — косточка упала куда надо. Комфорт, нега, релакс.
Но стоит чуть отойти, заглянуть в ближайшую деревеньку — взору открывается картина неприглядная, тоскливая, удручающая. Пенопластовые упаковки от телевизоров и холодильников, сломанная мебель, сваленная на дно бывшего бассейна бывшего отеля, размашистые граффити. Такое ощущение, что варвары все же оккупировали земли Эллады, нанося урон ее культуре и традициям.
Греки по этому поводу особо не парятся и придумывают выходы из сложившейся ситуации порой без дополнительных усилий и расходов. К примеру, в Патрах, что на Пелопонессе, во время кризиса прекратила работать железная дорога — невыгодно стало. Простоем воспользовались местные мастера спрей-арта и вдоволь поиздевались над железнодорожными составами своими "художествами". После того, как "железка" начала потихоньку оживать, власти решили, что закупать новые или перекрашивать старые вагоны слишком накладно. Нет на них похабных картинок, матерных либо экстремистских надписей, ну и ладно — пусть колесят в таком виде. Дешево и сердито.
Греки вообще не сильно напрягаются, если что-то идет не так. Планировали они к Олимпиаде 2004 года построить скоростную автостраду, но не успели — ну и ладно: завершили значительно позже, продолжая все это время получать финансовую помощь из бюджета Евросоюза. Зато никакой штурмовщины, повышенных обязательств сдать досрочно или строго к указанной дате. Дорога, кстати, получилась прекрасная — три полосы, освещенные туннели, множество удобных развязок, стоянок для отдыха, разрешенная скорость — 130 км/ч. Правда, за набор удовольствий теперь платят все автолюбители (включая местных): на магистрали установлены пункты сбора дани (от 2,2 до 3,2 евро с легкового автомобиля за проезд по тому или иному участку). На обратном пути все тоже самое: хочешь ехать быстро и комфортно — плати.
Но в основном греки никуда не торопятся ("что может произойти, пока человек пьет кофе? Тогда зачем куда-то спешить?"). Они и сами над собой подшучивают: если грек сказал, сделаю сегодня (симэра), это означает — возможно, когда-нибудь; а если пообещал завтра (аврио), то, скорее всего, никогда. Неслучайно в тех местах узаконена сиеста, а греческие ученые (ни в коем случае не путать с британскими) установили, что послеобеденный сон способствует снижению риска возникновения грозящих летальным исходом заболеваний сердца. Их кредо — от жизни нужно получать удовольствие и радость, а не тратить силы, нервы и здоровье на переживания и стрессы. Море, солнце, горы, оливки, вино — что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?
Вот еще бы с мусором разобраться. Мы на их месте наверняка провозгласили бы какой-нибудь год Годом наведения порядка на земле и море и провели бы несколько субботников во славу Зевса и сына его Геракла. Греки это тоже сделают, обязательно сделают, но только завтра.