МИНСК, 29 авг — Sputnik. Вводить балльную систему наказания злостных нарушителей ПДД в Беларуси с оглядкой на мировой опыт преждевременно, предположил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Рыбак перед началом заседания рабочего совещания комиссии по проекту закона "Об изменении Закона "О дорожном движении".
В совещании также приняли участие представители МВД и Министерства транспорта и коммуникаций.
"На мой взгляд, эта норма немного выдернута из мирового опыта. Инфраструктура дорог, система контроля, система безопасности в западных странах — она не столько развита у нас в стране. И поэтому выдергивать отдельные элементы и вносить их без адаптации в наше законодательство, на мой взгляд, преждевременно", — заявил Рыбак.
При этом он подчеркнул, что обсуждение изменений только начинается и депутаты рассчитывают услышать от разработчиков ответы на вопросы — свои и избирателей.
Изменения в закон "О дорожном движении", которые обсуждались на совещании в Палате представителей, предполагают среди прочего введение балльной системы за нарушение ПДД. За каждое нарушение будет начисляться от 1 до 3 баллов. Если в течение года нарушитель соберет 15 баллов, ему грозит лишение прав. По мнению представителей ГАИ, эта практика может оказаться хорошим сдерживающим фактором.
Позиция ГАИ
За последние 12 лет смертность на дорогах сократилась в разы, если быть точными — в 2,8 раза. На это повлиял целый ряд принятых ранее изменений в организации дорожного движения: это и введение фотофиксации, и решение конфисковывать автомобили у водителей, которых дважды в течение года "ловили" нетрезвыми за рулем, и обязательность фликеров для пешеходов, и ряд других мер.
Причем снижение смертности шло одновременно с ростом количества автотранспорта. Но в последние годы темпы сокращения количества погибших в ДТП снизились. Нужны новые меры, считают в ГАИ. Этой мерой, которая к тому же предусматривает комплексный подход, по мнению представителей МВД, и должна стать балльная система.
"Система предусматривает зачисление штрафных баллов за определенные нарушения против безопасности дорожного движения, эксплуатации транспорта. Вместе с тем предусмотрен и перечень нарушений, за которые штрафные баллы начисляться не будут. Речь идет о правонарушениях, которые не оказывают негативного влияния на состояние дорожного движения, а также нарушений правил остановки и стоянки", — рассказал заместитель начальника управления ГАИ милиции общественной безопасности МВД РБ Александр Цегельник.
Начислять баллы за нарушения правил стоянки и остановки в ГАИ считают неразумным из-за дефицита в Минске парковочных мест. По мнению представителей ГАИ, бескомпромиссность и суровое наказание нарушителей парковки может привести лишь к социальной напряженности, но существенно не повлияет на безопасность на дорогах.
"Число лиц, совершивших в течение года 15 и более нарушений, невелико. Поэтому для большинства законопослушных граждан балльная система никаких правовых последствий не влечет. Система штрафных баллов является исключительно профилактической мерой", — подчеркнул Цегельник.
Депутаты сомневаются
Пришедшие послушать разработчиков закона депутаты засыпали руководителей ГАИ вопросами: о том, когда наведут порядок с шумными мотоциклистами, нарушителями парковки и откроют поворот налево на Мясникова с улицы Немига. И о том, уверены ли в ГАИ, что угроза баллов заставит злостных нарушителей снизить скорость.
"Я уверен, что заставит. Во-первых, есть опыт других стран. Во-вторых, отметка в талоне и запись в базе о превышении скорости, поверьте, заставляет задуматься водителя. Он думает "Если я еще раз допущу такое нарушение, вполне вероятно, буду лишен права управления". И он ведет себя более осторожно. И балльная система будет оказывать такое же воздействие", — убеждал депутатов Цегельник.
Почему штрафные баллы грозят только нарушителям-водителям, ведь пешеходы тоже, особенно на загородных трассах, порой создают опасные ситуации, интересовались депутаты.
"В отношении пешеходов не представляется возможным лишить их права передвижения по тротуарам или пешеходным дорожкам. Мы в прошлом году рассматривали несколько законопроектов по внесению изменений в КоАП, и никаких предложений по увеличению штрафных санкций не было. Мы считаем, что существующих санкций достаточно. За неправильных переход — от 1 до 3 БВ, это в трезвом виде, а в нетрезвом — выше", — напомнил замначальника управления ГАИ.
Отвечая на вопрос другого депутата, Цегельник подтвердил, что баллы будут начисляться владельцу транспортного средства. И не согласился с тем, что такая мера слабо повлияет на лихачей-бесправников. По его словам, таких меньшинство, а львиная доля злостных нарушителей являются собственниками автомобилей и дорожат правами.
Отвечая же на частные вопросы депутатов, представитель ГАИ пояснил, что делать левый поворот с Немиги к зданию парламента нецелесообразно: "хвост на поворот будет стоять на километр". С нарушителями парковки, пока в Минске сохраняется дефицит парковочных мест, бороться бессмысленно, а победить шумных байкеров, имея на руках очень ограниченный арсенал мер воздействия, ГАИ не может. Байкеров могут штрафовать за непройденное ТО и незаконное переоборудование ТС, но никак не за шум.
Обсуждение документа будет продолжено.