Собранную из тюков гусеницу, печь или иную соломенную скульптуру на белорусских полях видел каждый, кто хоть раз по осени выезжал за минскую кольцевую. Такие фигуры выставляют не только в Беларуси — идея пришла от японских фермеров. Белорусские аграрии собирать из соломенных тюков скульптуры начали сравнительно недавно, и в одном из хозяйств признали, что не у всех получается.
Но если профорги и управления сельского хозяйства не подкачают, на наших полях появляются и снегурочки, и целые замки. И те, и другие зимой пойдут на корм.
Откуда приползают на поля гигантские соломенные гусеницы и что получают в подарок авторы лучших композиций, выяснила корреспондент Sputnik Елена Васильева.
Соломенный змей Горыныч против зайца
Смотр-конкурс на лучшую соломенную композицию на полях проводят во многих районах Беларуси. В Слуцком районе его организует райком профсоюза работников АПК. План четкий и отработанный.
"В середине лета мы рассылаем положение о конкурсе в сельхозорганизации. Руководители профкомов определяют, какую композицию будет выставлять каждая организация. Участники присылают в профком по пять фотографий каждой композиции из соломы, я делаю альбом, распечатываю его и предоставляю комиссии. Есть три номинации — целостность композиции, оформительское мастерство и лучшая композиция", — рассказала глава райкома профсоюза работников АПК Татьяна Гурбо.
В этом году одна из организаций представила на конкурс соломенного всадника, который борется с собранным из тюков Змеем Горынычем и отрубает ему голову. Композиция понравилась многим, она фаворит этого года, и сфотографироваться на коне тоже решили многие.
"Люди не хотят сфотографироваться рядом. Они залазят ему на голову, и в итоге голову коню уже свернули", — сетуют в профсоюзе.
А соломенный заяц, оформленный другой организацией, и вовсе остается без головы, едва наступает темное время суток.
"В Ветковщине стоит замечательный заяц, но каждый вечер кто-то сносит ему голову. Глава профсоюза по пути на работу ее поднимает, но вечером все повторяется вновь", — рассказали в райкоме.
Причем отмечают — многие композиции стоят у дороги, так что покушаются на скульптуры не местные жители, а чаще случайные гости района.
Авторами композиций чаще всего приходится выступать председателям профкома. Они организуют из работников предприятия команду, выбирают тех, кто хорошо рисует или иначе может поспособствовать созданию композиции.
"Покупают ткани, краски. Организуют погрузчик, который поднимает тюки соломы. Те же гусеницы бывают разные, одну могут сделать и два человека в команде с водителем погрузчика, а для другой нужно не меньше пяти человек", — рассказали в райкоме.
Победителей награждают подарочными сертификатами. За призовые деньги покупают чайник на ферму или другие необходимые в быту животновода предметы.
"Вчера одна организация поставила прекрасную композицию. До вечера ее устанавливали, и в тот же день в 11 вечера кто-то ее поджег. Обидно, что люди не ценят чужой труд", — признали в райкоме.
Путь на "Дожинки" лежит через поле
В Вилейском районе смотра не проводят, но поля украшают. В прошлом году здесь проходили "Дожинки", и к оформлению полей подошли с особенной тщательностью. В этом году "Дожинки" пройдут в Мяделе, но путь туда лежит через Вилейский район, и снова придется постараться.
Оформлением занимается не райком профсоюза и не сельхозорганизации, а работники культуры. От предприятий требуется только предоставить тюки.
"Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, Дом ремесел, библиотеки, учреждения образования, в которых есть педагоги-художники — то есть, творческие люди, которые могут скульптуре и глаза нарисовать, и костюм расшить", — рассказала заместитель отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Вилейского райисполкома Жанна Петух.
"На въезде выставляем трехметровую деревянную фигуру Вельяны — символ нашего города. Мы ее наряжаем в национальный костюм, и она приветствует гостей", — рассказали в исполкоме.
На полях выставляют соломенных медведей, петухов, домики, мельницы, собранных из тюков условных деда и бабу. На создание одной композиции уходит два-три дня, ведь скульптуры устанавливают вдоль дороги, и значит, нужно хорошенько их закрепить.
Хочется, чтобы люди не в пустом поле ехали
В Верхнедвинском районе скульптурами занимается управление сельского хозяйства. Уверяют — хоть работы коллег из Японии, российского Ставрополья, Литвы и Польши впечатляют, стараются придумывать собственные идеи. Причем каждый год разные.
"Для создания настроения во всем мире на полях возводят скульптуры из соломы. Это направление нахывается ленд-артом. Мы живем на границе с Россией и Латвией, и со стороны России выставляем матрешек, разрисовываем белые рулоны с соломой. Занимаются этим специально приглашенные художники. Наши люди многое умеют", — рассказали в управлении сельского хозяйства.
После уборки урожая на полях здесь появляются и грядки, и арбузы, и яблоки, залетают на поля соломенные пчелы, даже крепости строят умельцы из тюков с соломой. Не без гордости говорят — Верхнедвинские мастера были первыми, кто придумал выложить на въезде в район паровозик.
"Вредных насекомых на поля не кладем, вместо них — хлеба и кексы. Однажды положили на поля спортивные снаряды — штанги и гири. Бывали у нас на полях и Миша с Машей, а выложенные из белых рулонов снегурочки ловили у нас в пруду кто рыбу, а кто башмак", — вспоминают в управлении.
О традиционных тракторах и комбайнах даже не говорят, такие побывали на полях многих хозяйств.
"Мы нигде не рекламируем свои работы, создаем их сами для себя и для проезжающих по дороге людей. Привлекают они многих, даже байкеры заскакивали на спину нашего быка из соломы. Мы не обижаемся, хорошо, что работа привлекает внимание", — признают в исполкоме.
Но в этом году выставлять скульптуры на поле не спешат. В сентябре в Верхнедвинске пройдут "Дожинки", и нужно, чтобы скульптуры дожили до них в целости. Зовут приезжать в район к середине сентября — будут и крепости, и даже бочки с пивом.
А едва заметив, что фигура выглядит уже не так достойно, как прежде, ее увозят на ферму на корм животным. Мотив у авторов скульптур простой — очень хочется, чтобы люди не среди пустых полей ехали.