МИНСК, 16 авг — Sputnik. Группа белорусских альпинистов под руководством Михаила Макеенко совершила восхождение на пик Одесса в кыргызском ущелье Каравшин по маршруту экстра-класса, который считается одним из сложнейших.
В то время, когда вся страна переживает за альпинистов, вертолет которых совершил жесткую посадку на ледник в Таджикистане, стало известно, что наши спортсмены взошли на вершину 4810 (Одесса) в ущелье Карвашин.
Ущелье Каравшин в Кыргызстане считается "высшим пилотажем" в мировом альпинизме. Здесь практически вертикальные монолитные стены, а перепады высот превышают 1000 метров.
"Карвашин называют азиатской Патагонией, здесь нет простых альпинистских маршрутов. После падения железного занавеса сюда приезжает мировая альпинистская и скалолазная элита. Вершина 4810 (пик Одесса) — жемчужина этого района. Высота стены 1200 метров, без видимого рельефа. Все альпинистские маршруты здесь — высших категорий трудности", — рассказал Sputnik председатель Белорусской федерации альпинизма Александр Годлевский.
Отвесные стены настолько круты, что единственный вариант бивака во время восхождения — сидячая ночевка или даже в подвешенном состоянии — на скальных "полках" (так альпинисты называют выступы, на которых можно хоть как-то примоститься — Spunuik). А иногда на вбитых в скалу крючьях закрепляется палатка или гамак, и альпинисты ночуют в подвешенном состоянии, прямо над пропастью.
"На старте у нас было на четверых 90 килограммснаряжения, 36 литров воды и 12 килограмм еды (рассчитывали на 8 дней по 360 грамм на человека в день), в команде было трое белорусов и россиянин Антон Кульпин", — рассказал Sputnik руководитель группы, брестский альпинист Михаил Макеенко.
Маршрут, по которому отправились альпинисты, носит имя Крицука — он впервые по нему прошел, и имеет категорию сложности 6-Б. Подниматься пришлось по практически отвесным скалам, иногда даже с уклоном под внутренним углом. Но самую большую опасность представляли "перья" — выходы скальной породы, которые в любой момент могли отколоться — а это десятки тонн породы.
"На первую ночевку стали на полке "Варежка". Долго делали площадку для второй палатки, но все равно половина ее висела над пропастью. Здесь из-за непогоды и сложностей по обработке маршрута нам пришлось провести три ночи", — рассказал Макеенко.
В день альпинистам удавалось продвинуться на 180 — 300 метров. В этих местах в конце июля, когда проходило восхождение, погода не балует — снег, мокрые, обледенелые скалы. Из-за погоды восхождение сильно затянулось.
"На площадке в 1,5 на 1,5 метра мы смогли поставить только тент от палатки и ночевать сидя. А потом в ожидании погоды пришлось просидеть так еще сутки — шел плотный снег. Изредка выбирались только размять затекшие ноги", — вспоминает альпинист.
Погода в горах меняется так стремительно, что отправляясь вверх под безоблачным небом, через полчаса уже приходилось спускаться — подниматься по ледяной стене становилось невозможно. За считанные минуты теплые скалы могут превратиться в снежный труднопреодолимый склон.
"Три ночи нам пришлось провести сидя. Поэтому когда после очередного этапа подъема под снегом, вручную, молотком и фифами расчищая заледеневшие трещины, выбрались на полку перед гребнем — мы были счастливы. Здесь можно поставить 2 палатки и спать лежа!" — вспоминает Макеенко.
Но особенно страшна в горах гроза — железо начинает "звенеть и бить током". В такие минуты, вспоминает Макеенко, у скалы отвоевывались буквально сантиметры.
"Но когда мы все-таки поднялись на вершину, все трудности сразу забылись. Над нами — бесконечный купол звезд, это очень красиво!" — вспоминает альпинист.