Топ-5 находок, сделанных археологами в 2018 году в Беларуси

© Photo : из архива Максима ЧернявскогоКостяная флейта возрастом 4,5 тысячи лет
Костяная флейта возрастом 4,5 тысячи лет - Sputnik Беларусь
В этот сезон белорусские исследователи нашли амулет и флейту, которые являются ровесниками Тутанхамона. Артефакты, найденные на Полесье, могут позволить назвать его родиной всех славян. Какие открытия сделали историки, читайте в специальном обзоре Sputnik ко Дню археолога.

В силу природных и климатических условий в Беларуси настоящий сезон археологических экспедиций начинается только летом. Своеобразные итоги исследований белорусские историки подводят 15 августа, когда в Беларуси, России и Украине отмечают символический День археолога.

В этом году археологи могут похвастаться не только найденными уникальными артефактами, но и возможно главным открытие в белорусской исторической науке в XXI веке — подтверждением гипотезы о том, что белорусское Полесье является родиной для всех славян. Корреспондент Sputnik Станислав Андросик собрал в специальном материале все ключевые находки, сделанные в 2018 году.

Древнее маски Тутанхамона

На севере Беларуси в Бешенковичском районе находится уникальный археологический памятник — стоянка Асавец. Исследованиями на нем уже не первый год занимается старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Максим Чернявский.

Касцяной лыжцы знойдзенай у Беларусі больш за 4 тысячы год - Sputnik Беларусь
В Беларуси нашли ложку древнее маски Тутанхамона

В прошлом году археолог нашел на Асавце ложку, выполненную из кости, возраст которой, между прочим, составляет 4,5 тысячи лет, что старше другого известного артефакта — маски Тутанхамона.

В этом году Максим Чернявский во время экспедиции обнаружил в ходе раскопок сразу два уникальных артефакта: амулет в виде змеи и флейту. Этим находкам также больше 4,5 тысяч лет. Они были изготовлены из кости.

© Photo : из архива Максима ЧернявскогоАмулет в виде головы ужа, которому 4,5 тысячи лет
Амулет в виде головы ужа, которому 4,5 тысячи лет - Sputnik Беларусь
Амулет в виде головы ужа, которому 4,5 тысячи лет

Причем амулет выглядит как голова ужа, который являлся или тотемным символом для людей, живших почти 5 тысяч лет назад, или анималистическим амулетом. Костяная флейта и вовсе уникальна для всего региона, и такие находки довольно редкие.

"Единичные находки известны на Усвятчине, что на Северо-Западе России, где работает экспедиция Государственного Эрмитажа. Также одиночные находки известны в Балтии. Такая концентрация находок отмечается только здесь", — констатировал белорусский археолог.

Полесье — родина всех славян?

Европейские ученые-слависты уже не первое десятилетие обсуждают научную гипотезу о происхождении славян. Вероятным регионом, где сформировались наши предки, археологи называли белорусское Полесье.

Бронзовая лунница найденная в Ясковичах - Sputnik Беларусь
Родиной для всех славян является белорусское Полесье?

В Солигорском районе Минской области вблизи деревни Ясковичи археологическая экспедиция исторического факультета Белорусского государственного университета изучила поселение III-V веков нашей эры, где были найдены артефакты, которые подтверждают, что да, здесь, на Полесье, и зародились славяне.

"Это селище (деревня — Sputnik) конца II — первой половины V веков нашей эры. Его население принадлежит к так называемому киевскому культурному кругу — наиболее вероятным предкам исторических славян", — рассказал руководитель экспедиции кандидат исторических наук Вадим Белевец.