МИНСК, 14 авг — Sputnik. Почти каждый день кому-то в части доставалось от сержантов, рассказали солдаты, служившие с Александром Коржичем в учебной части в Печах, передает корреспондент Sputnik из зала суда во вторник.
Продолжается слушание по делу о гибели солдата-срочника Александра Коржича — сегодня показания дают его сослуживцы, которые проходят по делу в качестве потерпевших.
"Собак" получали регулярно
Солдат Сергей Куделов сообщил в суде, что обвиняемые регулярно применяли физическую силу по отношению к солдатам-срочникам.
"Почти каждый день кому-то доставалось", — уточнил он после того, как прокурор зачитал протокол его допроса следователем. Речь идет о том, что солдаты регулярно "получали собак" — удары по голени ногой в ботинке с высокой берцой.
Так, по словам сослуживца Коржича Ивана Квирина, тот получил "собаку" от сержанта за неудачную шутку о Барановском.
Это произошло на тактическом поле, прямо перед всем взводом. Квирин добавил, что еще раз Коржич получил удар ногой за то, что опоздал на построение, "еще одна "собака" была "пробита" за то, что он не участвовал в труде".
Впрочем, Сергей Куделов в суде рассказал, что были эпизоды, когда сержанты не поднимали Коржича "на прокачку".
"Коржич во время прокачек лежал на кровати и делал вид, что спит. Многие солдаты говорили, что Коржич платил сержантам, в том числе и за то, чтобы они не привлекали его к труду. И он, Коржич, тогда сидел и читал газеты и журналы. "Давали такие показания?" — спросил у потерпевшего гособвинитель Юрий Шерснев.
"Да, давал", — ответил солдат. При этом он сегодня уточнил, что, по его мнению, Коржича не поднимали на прокачку из-за сердца.
Отвечая на вопросы одного из адвокатов обвиняемых, Куделов сообщил, что среди солдат "учебки" вопросы дедовщины не обсуждались, никто не говорил, что есть факты унижения.
Смелый мальчик: солдат отказался от "прокачки"
Иван Квирин рассказал также, что сержанты неоднократно отправляли подчиненных на "прокачку" летом-осенью 2017 года. Причины могли быть самые разные — и за то, что шумели после отбоя, и за то, что плохо вымыли бачки после приема пищи.
По словам Квирина, один раз он отказался подчиниться требованиям Барановского — отказался отжиматься посреди ночи в противогазе.
"Да, я отказался отжиматься. Была команда: "Газ!", рота построилась в шеренгу. Я не надел противогаз. Это унизительно — отжиматься после отбоя, когда ты можешь спокойно спать. Кроме меня не стали надевать противогазы и отжиматься еще несколько солдат", — сказал он.
И добавил, что за эту выходку Барановский перестал с ним разговаривать "и сказал, чтобы я к нему ни с какими просьбами не обращался", — рассказал Квирин.
Когда во время "прокачки" одному из солдат стало плохо, Барановский снял с него противогаз и отправил к умывальнику, а остальных — в казарму.
Коржич был в депрессии
Солдат Иван Квирин, который находился в медроте на лечении в одно время с Коржичем, рассказал, что все солдаты были в общей палате, а Коржич в отдельной палате с охраной. Солдат пояснил, что охрану поставили, чтобы была возможность своевременно вызвать врача.
"Два человека спят по очереди. Одна кровать стояла рядом с кроватью Коржича, на ней по очереди отдыхала охрана", — сказал он.
Солдат также рассказал, что находясь в медчасти, Коржич однажды плакал, вспоминая о гражданке. "Все смотрели телевизор, а он отвернулся к стене. Ему позвали сестру, которая накапала валерьянки, дала таблетки, отправила в палату", — рассказал он.
Отвечая на вопросы прокурора, он рассказал, что один из военнослужащих потом хотел навестить Коржича в медсанчасти, но ему сказали, что такого нет.
"Я не помню, какого это было числа. Среди солдат ходили разговоры, что его доставили в больницу в Борисов", — сказал солдат.
Он высказал мнение о том, что трагедия с Коржичем произошла из-за того, что он был в депрессии.
Напомним, обвиняемыми по делу о доведении до самоубийства Коржича проходят три сержанта. Евгений Барановский обвиняется по ч. 1 и 2 ст. 430 "Получение взяток", по ч. 3 ст. 455 (злоупотребление властью), ч. 1 ст. 205 "Кража", 22-летний Антон Вяжевич по частям 1 и 2 ст. 430 и по ч. 3 ст. 455, 20-летний Егор Скуратович также по частям 1 и 2 ст. 430 и по ч. 3 ст. 455.
Расследование уголовного дела по факту гибели военнослужащего срочной службы 72-го Объединенного учебного центра рядового Коржича длилось более полугода, дело включает в себя десятки томов.
3 октября 2017 года в подвале в учебной части в Печах было найдено висевшее в петле тело солдата срочной службы Александра Коржича. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Были допрошены сотни свидетелей, десятки должностных лиц отстранены от работы, уволены из Вооруженных сил. Расследование уголовного дела находилось на личном контроле президента страны.