Президент Федерации футбола Ирана Мехди Тадж потребовал официальных извинений от производителя спортивной одежды Adidas. Причиной послужило решение компании исключить на своем сайте Иран из списка государств, имеющих доступ к услугам и продукции компании.
По мнению иранского спортивного чиновника, действия концерна вызывают недоумение, учитывая, что иранская национальная сборная по футболу полностью выполнила свои обязательства в рамках контракта с Adidas, в том числе во время прошедшего в России ЧМ по футболу.
Заместитель главы Adidas мотивировал такое решение компании тем, что компания котируется на американской бирже и не может продолжать сотрудничество с Ираном после возобновления санкций. Накануне ЧМ-2018 компания Nike также отказалась предоставить спортивную обувь иранской национальной сборной по причине американских санкций.
Иранский спортивный эксперт и шеф-редактор новостного портала Khabaronline Фархад Эшванд в интервью Sputnik рассказал о том, какие договоренности существовали между Федерацией футбола Ирана и Adidas, а также объяснил, чем вызвано такое решение Adidas. По словам Эшванди, санкции затронули и сферу футбола.
"Футбол и спорт в соответствии с лозунгами FIFA должны быть отделены от политики. К сожалению, санкции США против Ирана привели к финансовым сложностям, которые коснулись и футбола. Главный тренер иранской сборной Карлуш Кейрош, к примеру, семь месяцев не мог получить зарплату из-за этих проблем. Теперь будущее сотрудничество Кейроша с Ираном видится проблематичным, поскольку любые суммы, которые переводятся из иранских счетов в Европу или на счета международных банков, блокируются США", — объяснил эксперт.
Эшванди отметил, что за год до начала ЧМ Федерация футбола Ирана закупила униформу в представительстве Adidas в ОАЭ и Турции. На тот момент не было речи о заключении контракта. Вопрос с подписанием договора возник, когда сборная Ирана попала на ЧМ. Кроме того, Карлуш Кейрош подчеркивал, что игрокам нужна лучшая форма. Федерация подобрала цвет формы для ЧМ, белый и красный, и закупила необходимое количество униформы. Договор был заключен с региональным представительством компании Adidas на Ближнем Востоке во избежание финансовых сложностей, говорит эксперт. Эшванди подчеркивает, что между Федерацией футбола Ирана и региональным представительством Adidas был заключен договор по купле-продаже одежды, а не договор о спонсорстве.
"Вначале речь шла о том, что Adidas должна предоставить для иранской национальной сборной форму с эксклюзивным дизайном, и Иран был одной из стран, спонсором которой должен был выступать Adidas. Тогда компания заявила, что законодательство Министерства промышленности Ирана не позволяют осуществлять инвестиции в эту страну и что если 25% продукции будет произведено в Иране, то для них это не представляется возможным. Поэтому договор был подписан не как договор о спонсорстве, а как договор о продаже одежды, который могла заключить любая компания с представительством Adidas. На этом основании Adidas предоставила Федерации скидку 70%. В договоре содержалось положение о том, что если Иран будет продавать одежду с этим дизайном, то процент вырученных средств от продажи будет поступать Федерации футбола Ирана, что, как представляется, не было осуществлено. Вопреки словам Таджа о том, что форму нужно было производить и продавать на рынке Ирана, на иранские прилавки она не поступила", — сказал он.
Эксперт обратил внимание, что и в Москве эта одежда продавалась не в таком количестве, как униформа других команд.
Эшванди также сказал, что заместитель министра спорта Даварзани незадолго до ЧМ заявил, что после окончания мундиаля Федерация будет стараться использовать иранский бренд.
По мнению эксперта, международные фонды и FIFA должны оказать поддержку иранскому народу: "Нужно открыть доступ иранцам к качественным спортивным мировым брендам".
Также он считает, что нужно разрешить ряд проблем, вытекающих из законодательства, для того, чтобы иностранным компаниям, в том числе Adidas, было выгодно заключать спонсорские договоры с иранскими командами и производить спортивную продукцию.
По словам Эшванди, Adidas и Nike не хотели бы упускать такой большой рынок как Иран, однако они должны понимать, какой для них будет экономическая выгода. "Как бы это ни прозвучало, это торговые компании, а футбол — это большой бизнес. Полагаю, компания не имела другого выхода. В целом закупки Ирана в Adidas не достигают и миллиона долларов. Даже небольшой контракт может иметь серьезные последствия для компании Adidas. Поэтому они отказались от договора с Ираном и заявили, что не будут продавать Ирану одежду и принимать оплату от Федерации футбола Ирана", — заключил эксперт.