В то время как банки заманивают клиентов снижением процентных ставок по кредитам, многие белорусы идут в ломбард. Идут за деньгами "до зарплаты", на подарок для любимой девушки или просто для того, чтобы избавиться от ставшего ненужным обручального кольца. Они не считают это чем-то постыдным, хотя и афишировать это все же не стремятся.
Корреспондент Sputnik Ирина Петрович побывала в одном из столичных ломбардов и выяснила, кто и почему сдает туда вещи.
Не сдашь кольцо — не выйдешь замуж
В помещение, где находится ломбард, я вошла с фотоаппаратом на шее. Просто, но аккуратно одетая женщина средних лет, которая в тот момент уже подписывала договор, приняла меня за очередного клиента, понимающе оглянулась и спросила: "Вы тоже сюда?". Узнав, кто я и зачем здесь, немного смутилась: "Ой, только не фотографируйте меня!". Рассказать о том, что ее привело сюда, согласилась, но попросила не называть имя.
"Я сегодня колонки музыкальные сдала. Раньше их уже тоже приносила. А что сделаешь, если деньги нужны? Я официально не работаю, кто мне еще денег даст…", — вздыхает она.
Ничего плохого в ломбардах она не видит: "Когда заканчиваются деньги, сразу паникуешь. А так хоть еду есть за что купить", — пояснила она. Женщина спрятала деньги в кошелек и ушла.
Товаровед-оценщик Наталья всего два месяца работает в ломбарде, но за это время успела повидать всякое. По ее словам, чаще всего клиенты приносят золото и технику — в основном, телефоны и компьютеры.
"Люди, у которых совсем сложная финансовая ситуация, приносят даже бытовую технику — пылесосы, мультиварки", — рассказывает девушка.
Большинство клиентов выкупают свои вещи при том, в ломбарде есть услуга сдачи вещей без выкупа. "Часто без выкупа сдают кольца женщины, которые развелись. Даже говорят, что есть примета: если не сдашь старое обручальное кольцо, то больше замуж не выйдешь", — улыбнулась Наталья.
В ломбарде, где она работает, большинство клиентов — постоянные. "Разово чаще приходят те, которые хотят сдать золото. Некоторые приходят к нам раз и говорят, что больше не обратятся, но через некоторое время все равно возвращаются", — отмечает Наталья.
Ее слова подтверждает заместитель директора ломбарда по коммерческим вопросам Сергей Солоненко: "Часто те, кто в первый раз приходит, отказываются брать карту клиента, потому что уверены, что больше сюда не вернутся. Но через неделю возвращаются, напоминают, что мы им предлагали карточку, и просят скидку", — рассказал он.
Сергей уверяет: то, что в ломбарды обращаются только асоциальные личности, — это стереотип. "К нам обращаются все: от совершеннолетних студентов до пенсионеров. В абсолютном большинстве приличные люди. У нас есть также автоломбард — туда обращаются достаточно обеспеченные люди", — поясняет мужчина.
В этот момент в ломбард зашел немного "помятый" молодой человек. Он поспешно сдал ноутбук, от комментария отказался. Сказал только, что он — постоянный клиент, и стремительно направился в ближайший магазин. Через несколько минут он вышел оттуда с несколькими бутылками пива и с явным чувством удовлетворения на лице. Такие клиенты скорее исключение, чем правило.
Деньги "до зарплаты"
Поток клиентов в ломбарде сейчас довольно большой: люди постоянно приходят что-то сдавать или выкупать. Поэтому разговор с работниками часто обрывается. "Когда клиент приходит, мы внимательно смотрим на него. Если он находится в неадекватном состоянии, мы отказываем. С одной стороны, это этика. С другой, могут начаться проблемы: если человек пьяный, он вообще может забыть, что приходил и что-то сдавал. Потом может написать заявление в милицию, что у него пропала вещь, будет разбирательство", — говорит Сергей Солоненко, пока Наталья обслуживает очередного клиента.
Кредитную историю клиента в ломбарде не проверяют. "Преимущество ломбарда как раз в том, что за несколько минут человек получает деньги", — подчеркнул он.
В этот момент от окошка ломбарда отходит мужчина: только что он выкупил свой смартфон. Если бы я встретила его на улице, никак не выделила бы его из толпы: на нем обычные джинсы и майка, волосы аккуратно пострижены, а на лице доброжелательная улыбка. Он представляется Виктором, но говорит, что это не точно.
"Я сдавал телефон буквально на три дня, сегодня его забрал. В ломбард обращаюсь нечасто, по необходимости. В этот раз получку задерживали, поэтому на пару дней заложил. А деньги получил — сразу пришел и выкупил", — без стеснения рассказывает он.
Мужчина считает, что это очень удобно. "Бывают же ситуации, когда деньги срочно надо. А где взять? В банке кредит на маленькую сумму не дадут, когда тебе всего рублей 10-20 надо. А тут заложил — выкупил", — улыбается он.
"У нас немало людей берут заем до зарплаты. Но есть те, у кого день рождения, а денег нет, или кому нужно подарок девушке купить. Такие люди тоже приходят", — говорит Наталья.
"Перед Новым годом у нас был случай, когда пришла женщина, сняла свои золотые часы с руки, и сдала их, чтобы праздник хорошо отметить. А через несколько дней после Нового года выкупила их без проблем", — добавляет Сергей.
"Золотая" жена
На полках в помещении ломбарда стоят вещи, которые стали для хозяев палочками-выручалочками в трудный момент. Здесь есть пылесосы, множество коробок с телефонами, планшеты и даже швейцарские часы. "У техники, которую хотят сдать в ломбард, должен быть хороший внешний вид, она не должна быть грязной. Важно, чтобы она была в рабочем состоянии. Техника в упаковке и с документами оценивается выше", — объясняет Наталья.
А вот к внешнему виду золота никаких требований нет. "Не имеет значения, это лом, отполированное украшение или изделие только из магазина. Золото не теряет цену. Есть установленная Министерством финансов цена за грамм, поэтому мы не можем его недооценить или переоценить", — уверяет Сергей.
Чтобы не принять подделку, золото тщательно проверяют. "Мы с увеличительным стеклом проверяем пробу, клеймо. Потом используем натирочный камень — он не повреждает изделие, капаем реактивы на полоску и проверяем пробу. В большинстве ломбардов надрезают золотое изделие и капают реактивом туда. Эта царапина потом остается", — говорит он.
Обычно сдают по два-три грамма золота. А однажды пришел мужчина и спросил, можно ли сдать 80 килограммов. "Оценщик спросил, в каком виде это золото, а он ответил: "У меня жена золотая". Сотрудник не растерялся, сказал: "Приводите ее, будем капать реактивами, проверять", — смеется Сергей.
Бывает такое, что клиент категорически не согласен с оценкой вещи. "Он посмотрел в интернете, что его телефон стоит 100 рублей, и рассчитывает, что ему в ломбарде почти столько же дадут. Но мы же смотрим еще и на состояние. И если человека не устраивает предложенная сумма, мы ничем не можем помочь. Иногда клиенты в такой ситуации злятся. Иногда говорят, что подумают, и уходят", — разводит руками Наталья.
Она признается, что бывает всякое. "Когда клиентов что-то не устраивает, они могут высказаться агрессивно. Но в итоге они все равно возвращаются милые и хорошие. "Тревожной кнопкой" не пользовалась. Один раз было такое, что я отказала пьяному клиенту, а он начал меня оскорблять. А так обычно люди все довольно дружелюбные: стараются понравиться, чтобы им больше денег дали", — смеется девушка.
Товаровед общается с очередным клиентом. В ломбард за своим дорогим почти новым ноутбуком пришла молодая женщина вместе с мамой и двумя детьми. Она быстро рассчитывается, забирает ноутбук, подхватывает дочку и идет к выходу. Догоняю ее, чтобы задать пару вопросов, уже в дверях.
"Назовите меня, пожалуйста, в репортаже как-нибудь, например, Ольгой", — говорит она, называя свое настоящее имя.
Она впервые в жизни обратилась в ломбард. "Если снова срочно понадобятся деньги, вернусь сюда. Мы в такое время живем, что любой человек может оказаться в трудной ситуации, а помощи ждать не от кого. Ломбард в этом случае — то, что нужно", — сказала она. По внешнему виду ее семью точно не назовешь неблагополучной. Когда глядишь на таких посетителей ломбарда, стереотип об асоциальных личностях разбивается вдребезги.
Люди и вещи
Многих клиентов Наталья уже знает в лицо. Но запоминаются не только люди, но и вещи, которые они приносят. "Мне как-то приносили необычные деревянные шахматы. Точно их историю не вспомню, но мужчина рассказывал, что ими чуть ли не Каспаров играл. Они на самом деле были очень красивые, упаковка в бархате. Мы антиквариатом не занимаемся, поэтому их не взяли", — разводит руками она.
Бывает такое, что приносят старинные, якобы фамильные украшения. "Но если оно не золотые, мы не можем его принять. А если это все-таки золото, мы все равно не можем за него больше денег дать — есть цены за грамм, установленные Минфином", — поясняет собеседница.
"Из редких вещей к нам как-то приносили доску для сноуборда с ботинками, робот-пылесос. Зимой приносят шубы. Как-то даже электромобиль небольшой сдавали в один из ломбардов", — дополняет Сергей.
На мой обывательский вопрос, куда попадают вещи, которые не выкупают хозяева, он спокойно отвечает: никакой тайны в этом нет. "Золото, которое человек сдает, но не выкупает, у нас еще 30 дней хранится, а потом сдается в государственное хранилище — пополняет золотовалютные резервы, — улыбается он. — Технику мы сами реализуем", — рассказал замдиректора ломбарда.
Чтобы человек мог сдать вещь, у него обязательно должен быть при себе паспорт, потому что все его данные отправляются их в кредитное бюро. "Часто приходят люди, которые просто хотят оставить свой паспорт и взять денег. Но документ — это не залог. Был один случай, когда пришел мужчина и выяснял, на кого он оформил сдачу мясорубки. Он забыл паспорт и обратился к кому-то из своих знакомых с паспортом. Жене срочно она понадобилась, он разыскал приятеля, пришел вместе с ним и выкупил", — улыбается Наталья.
Еще один "острый момент" в работе ломбарда — прием краденого. "Мы не спрашиваем, откуда у клиента вещь, которую он обирается сдать. В этом нет смысла, потому что даже если он ее украл, он, естественно, в этом не признается", — считает Сергей.
Такие ситуации бывают в среднем один раз в месяц. "В большинстве случаев эти вещи изымают, и для нас это ущерб. Но это издержки нашей работы. К сожалению, некоторые люди обманывают. А недавно было такое, что золото изъяли, был суд, человека признали невиновным и золото нам вернули", — на позитивной ноте заключает замдиректора ломбарда и переключается на работу.
Не стыдно
Если постоять под дверями ломбарда целый день, можно увидеть десятки разных людей со своими историями и проблемами. Они не стесняются приходить сюда, но предпочитают остаться за кадром. Их можно понять. Мне пока не доводилось обращаться в ломбард, но, вероятнее всего, если придется, я вряд ли пойду туда с гордо поднятой головой. Не потому что зазорно, а потому что никому не хочется выставлять напоказ свои жизненные трудности.
Стоя на выходе и размышляя об этом, я встретила Викторию. Она вместе с маленьким сыном только что сдала в ломбард ноутбук. "Я не в первый раз в ломбарде, уже месяца два сюда хожу. Я в декретном, сейчас мне нужны деньги до зарплаты мужа", — доверительно, как будто мы давно знакомы, рассказывает она.
Никаких предрассудков по поводу ломбарда у нее нет. "Я считаю, что это нормальный способ решить свою временную денежную проблему. Мне не стыдно", — эмоционально и громко заявляет она.
Женщина усаживает сына в коляску и, не спеша, уходит. Ее красное платье отражается в витринах, а позже мелькает возле выхода из продуктового магазина.