Торговый центр, который открывал когда-то президент и который считался лучшим в столице, начал не выдерживать конкуренции. В Минске 1,258 миллиона квадратных метров торговых площадей. И речь только о крупных торговых центрах. Из этого объема на ТЦ "Столица" приходится только 47 тысяч квадратов.
Когда-то сюда приходили за уникальными брендами, которые больше нигде не были представлены, сейчас — чтобы переждать дождь, сокрушаются продавцы. Даже бренд Mango отправился искать более хлебное место.
В ГУПР настроены позитивно — Mango ушел, зато скоро планирует вернуться Elema. Планируют открыть и фирменный магазин "Беллегпрома". Чего хотят клиенты и что готов предложить ГУПР?
"Покупателя шокирует, что здесь платные туалеты и парковка"
Один из крупнейших арендаторов торгового центра — "Аmi мебель". Магазин арендует площади на нижнем уровне торгового центра и уже собирался съезжать, но администрация центра уговорила остаться, помогла решить одну из проблем. Прежде покупателям приходилось ждать в очереди на отгрузку товара порой по несколько часов, чтобы забрать свою покупку. Сейчас для покупателей магазина решено выписывать одноразовый пропуск.
Благодарный арендатор решил дать торговому центру еще один шанс, но недовольство торговым центром нарастает. И не все проблемы можно решить в кабинете руководителя.
"Проходимости нет, магазины закрываются. Почему люди сюда не ездят? Шокирует то, что в ТЦ платные туалеты и парковка, притом никакие", — считает заведующая магазином Ольга.
В ГУПР пояснили — паркинг не находится на балансе "Столицы", а принадлежит госорганизации "Гаражи, автостоянки и парковки". Там тарификация за первый час стоянки составляет 3 рубля 50 копеек, а за последующее время — 50 копеек в час. Администрация надеется, что паркинг удастся перевести на баланс ТЦ, и тогда первые часы пользования паркингом будут бесплатными.
С санузлами проблема схожая — они сданы в аренду, и срок договора истекает в этом году. Администрация разрабатывает проект по модернизации санузлов для посетителей.
В целях соблюдения противопожарной безопасности арендаторам запрещают оставлять открытыми двери магазинов. В "Аmi мебель" уверены, что и это если не отпугивает, то явно не привлекает покупателя.
"Людям нравятся распахнутые двери. Но МЧС заставляет нас их закрывать", — поясняет Ольга. Она не уверена, будет ли магазин продлевать аренду, если ситуация не изменится, а потерять еще одного крупного клиента "Столица" вряд ли может себе позволить — если прежде пустовал нижний уровень, то сейчас и со среднего уровня ТЦ съехали ряд популярных брендов.
В одном из магазинов признались, что руководство требует ежедневно фотографировать, как идет торговля. Но на фото все реже появляются покупатели.
Все очень дорого
В торговом центре признают: есть и объективные причины утери былого влияния на рынке — конкуренция увеличилась. Теперь необязательно ехать в центр города, чтобы найти мировые бренды. Свои крупные ТЦ появились и на окраинах. Причем, в отличие от новых центров, в "Столице" фиксированная арендная ставка. Если у конкурентов нужно платить процент от продаж, то в "Столице" аренда не зависит от выручки и для всех составляет 59,18 рубля за квадратный метр.
"Открылись новые частные торговые центры с гибкой системой платы за арендуемые площади, они предоставляют "арендные каникулы", взимают аренду в процентах от выручки, предоставляют аренду 0 рублей для "якорных" брендов", — пояснили в управлении.
В отличие от частных центров, ГУПР не может предлагать договорные ставки аренды для различных арендаторов, например, делать скидки тем, кто реализует товары для детей. Да и размер ставки немалый. В ГУПР пояснили, из чего она состоит — повышающие коэффициенты для арендаторов были установлены в 2012 году. Цель понятна — у ГУПР существуют валютные обязательства перед ОАО "АСБ Беларусбанк" по кредиту, выданному на строительство торгового центра. Кредит планируют полностью погасить в декабре этого года, и тогда ставку аренды планируется снизить в среднем в 1,3 — 1,5 раза.
"Я как Че Гевара"
Но продавцы уверены, что можно предпринять ряд мер и спасти торговый центр. И дело не только в платной парковке и аренде. Соучредитель компании "Джамбо" Елизавета Жукова в шутку называет себя местным Че Геварой. Бороться за спасение центра намерена до последнего.
"Мы здесь с открытия, 12 лет. Когда вы в последний раз слышали, что наш центр популярен среди молодежи? Лет пять назад сюда приходили фотографировать свадьбы, а сейчас какая репутация у "Столицы"? Центр нуждается в реконструкции и ремонте, как минимум нужно заменить систему кондиционирования. Можно начать с более простых действий — в ТЦ очень мало указателей и нет информационного островка с живым администратором, вернее, администратор у нас есть, но как его найти, покупатели не знают", — считает Елизавета.
В ГУПР не спорят: системы вентиляции и кондиционирования надо модернизировать. Но процедура небыстрая — центр находится под землей.
"Можно начать с более простых действий — в ТЦ нет ни одного указателя на туалет. Комплекс неправильных решений привел к той ситуации, которая сложилась сейчас. Чтобы вернуть покупателей, нужно привести сюда мировые бренды, а от нас год назад уехал Mexx, который предлагал качественную дорогую одежду. У нас не осталось почти ничего из премиум- и люкс-сегмента", — разъясняет Жукова свое видение проблемы.
Приходят сюда не только студенты, но и туристы. Покупают белорусские сувениры и товары, которые здесь представлены в большом количестве. Но Елизавета считает, что туристу можно предложить больше.
"У нас мало заполнен третий — нижний — уровень, я бы отдала пустующие помещения белорусским производителям. Здесь представлены Mark Formelle и "Свитанок", но есть много других. Прежде была белорусская одежда Episodes, но этот замечательный проект с хорошей белоруской одеждой съехал из центра. Я бы отдала белорусским производителям свободные помещения по нулевой ставке на определенных условиях. У нас много фабрик, и раз к нам приходят гости города из трех ближайших гостиниц, я бы развивала "Столицу" в этом направлении — предлагала белорусское. Местная репутация перед иностранными марками уже навсегда потеряна, мы сможем увеличить посещаемость за счет гостей столицы, а там, глядишь, и жители вернутся", — считает Елизавета.
В ГУПР с идеей согласны и рассказали, что работают над возобновлением сотрудничества с концерном "Беллегпром".
"Обсуждаем возможность открыть на базе ТЦ "Столица" центра белорусских производителей. В 2017 году данное предложение было одобрено концерном, однако так и не был определен единый оператор по реализации всего ассортимента товаров, производимых предприятиями концерна", — рассказали в ГУПР.
Кого ГУПР пытался привлечь под купол ТЦ
В течение двух лет руководство разослало предложения разместиться на пустующих площадях 208 организациям. Среди них — "5 элемент", "Электросила", "Комминтерн", "Conte", "Купалинка", "Красный пищевик", "Слодыч", Bartek, Tatuum. Велись переговоры с компаниями JYSK, KOTTON, Fix Price, "ЕВРОШОП", Gotti и другими. Уже выразила желание открыть здесь магазин мужской одежды "Элема".
"Представители компаний выражали свою заинтересованность торговым центром, выделяя его среди других торговых центров Минска благодаря его уникальности, местоположению и хорошей транспортной доступности, однако из-за отсутствия гибкой системы формирования ставок аренды, "арендных каникул" и других причин отказывались от сотрудничества", — пояснили в ГУПР.
За эти два года управление выступало с некоторыми инициативами, которые должны были бы облегчить жизнь арендатора. Мингорисполком соглашался с предложениями и в 2016 году принял решение снизить арендную ставку на 20%, в 2017 году — на 35%, 2018 году — на 35-50% в зависимости от торгового уровня.
"Государственные предприятия имеют преимущество, они могут получить право аренды без участия в аукционе. Так, в скором времени, мы ждем, что в "Столице" откроется большой фирменный магазин Оршанского льнокомбината на более чем 300 квадратных метров. Арендатор обещает удивить широким ассортиментом и разрушить стереотип о том, что белорусский лен — это только рушники и национальная одежда. Будет также представлена линия одежды премиум-класса", — рассказали в ГУПР.
Для УП "Торговый дом "Лагуна", которое арендует больше двух тысяч квадратных метров на нижнем уровне, ставку аренды в 2018 году снизили на 60%. Такую же скидку сделали и для магазина, в котором размещается на площади в 1200 квадратных метров бренд DeFacto.
Большие торговые площади центра делят на несколько помещений меньшей площадью, чтобы сделать их привлекательнее для новых арендаторов. Есть и другие планы, как сделать торговый центр привлекательным и для клиентов — в ГУПР обсуждают размещение интерактивного стенда, включающего в себя информацию об арендаторах, достопримечательностях Минска и маршрута к ним от "Столицы". Согласованы места для размещения банкоматов и инфокиосков с купюроприемниками.
В ГУПРе сообщили, что в августе в "Столице" откроются филиалы столичных универмагов "ЦУМ", "ГУМ", ТД "На Немиге", "Беларусь" и других торговых сетей.
Но продавцы хотят большего — не только хлеба, но зрелищ.
"Нужна правильная реклама в СМИ и маркетинг. Людям нужны "хлеб и зрелища", мы же этого не можем предложить. У нас скучно и уныло, за исключением редких эпизодов по большим праздникам. Не нужно изобретать колесо, нужно просто внедрить опыт, накопленный другими ТЦ, как белорусскими, так и зарубежными. Это был невероятный торговый центр, нужно вернуть ему прежнюю мощь", — считает Елизавета.