В минувшее воскресенье несколько тысяч человек собрались в аэропорту Минск-1 ради любимой музыки. На фестивале 21vek были заявлены выступления групп "Бумбокс", Shuma и Therr Maitz, Земфиры, американской звезды LP и Дельфина, так что мы с друзьями купили билеты задолго до мероприятия: настолько очевидна была необходимость посетить один из немногих в Беларуси больших городских фестивалей с действительно достойным лайн-апом.
О том, что погода будет беспощадной, стало известно дней за десять — проливные дожди и температура на 10, а то и 15 градусов ниже той, что уже избаловала белорусов за минувший месяц. Но и она не стала для нас (и большинства гостей) поводом отказаться от фестиваля: билеты были в кармане — значит, стоило хотя бы "отметиться" на аэродроме.
Первый вопрос к организаторам появился еще до прохода за ворота: как вышло так, что ни перед входом, ни даже за ним не оказалось ни одной точки, где преданным фанатам, решившимся в такую непогоду покинуть родные стены, продавали бы дождевики? Признаться, я не представляю себе ситуации, в которой ни один из предприимчивых отечественных предпринимателей не предложил организаторам услуги такого рода.
Пока женщина на пропускном пункте надрывает мой билет и осматривает мелочи в сумке, интересуюсь: "С фестиваля ведь можно выйти, если билет, пусть и надорванный, по-прежнему при мне?" Получив отрицательный ответ, начинаю негодовать. Зачем людям, многие из которых, как мне кажется, приехали только ради двух хедлайнеров (а разрыв между их выступлениями составляет три часа), торчать под проливным дождем на аэродроме вместо того, чтобы отлучиться на это время — спрятаться от ветра, выпить что-нибудь согревающее (не остывающее за три минуты и не разбавленное дождевой водой), да, в конце концов, просто переодеться в сухое или посидеть в тепле?
Оказавшись на территории фестиваля, отчаиваемся окончательно. Ни одного шатра, в котором можно было бы согреться, и даже (!) большого навеса, где получится спрятаться от дождя. Их роль худо-бедно выполняют "летние кафе" в очевидно недостаточном количестве, даже пересчитывать не нужно, — люди отодвинули мокрую мебель (на которую, конечно, не присесть), чтобы сбиться под ними в группы, но на всех места все равно нет.
Под одним из таких — большой мангал, за ним — суровый мужчина, который без остановки жарит шашлык. Вокруг него, конечно, толпа: люди тянут к мангалу руки — греются от его жара, ютятся под брезентом. Мужчина явно недоволен; промокшие люди его явно игнорируют. В какой-то момент всех попросту выгоняют с этой точки: мол, мангал должен быть виден посетителям.
Грелись люди картошкой фри (которую продавали на единственном споте) и мало-мальски теплыми сосисками в хот-догах, поскольку количество мест, в которых продавали холодное пиво, ощутимо превышало число палаток, где предлагали горячие чай и кофе. Наверняка многие участники фудкорта отказались посещать мероприятие, увидев прогноз погоды; основной организатор не мог повлиять непосредственно на них, но почему бы не привезти на фестиваль пару-тройку кофейных автоматов?
Терпения стоять в километровых очередях хватало не у всех — большинство все же стремилось ближе к сцене, к теплу техники и толпы, которая в таком холоде стала будто бы дружелюбнее. Как ни прискорбно, самыми счастливыми на фестивале оказались белорусы, которые догадались прихватить с собой полиэтиленовые пакеты и обвязать ими ноги.
Тайминг из-за придирчивых саунд-чеков сдвинулся почти на час, так что мерзнуть пришлось дольше, чем хотелось бы. Организаторы обещали гостям активности, которые должны были занять их во время перерывов между выступлениями, однако мне не удалось найти ничего, кроме фотозоны. Дождь лил нещадно, лишь иногда стихал; на взлетной полосе воды — по щиколотку; под сценой — грязь невероятная. Вопросов, на удивление, не вызвали только туалеты: их в этот раз было предостаточно.
После выступления Земфиры (предпоследнего хедлайнера) гости стали массово покидать аэродром, рассчитывая сесть в теплую машину чуть быстрее других. Проблема невозможности уехать из места массового скопления людей на такси или с водителем Uber — история отдельная. Но дело еще и в том, что закрывала фестиваль американка Лаура Перголицци, ради которой остались лишь самые стойкие; звезда приехала в Беларусь только во второй раз. Получается, не позаботившись о гостях, организаторы и себя подставили: станут ли сговорчивее музыканты, которые едут в Минск издалека, чтобы выступить перед полупустым танцполом?
Думаю про прошлогодний "Рок за Бобров": он запомнился белорусам (которые, надо признать, почти всегда остаются хотя бы чем-нибудь недовольны) нехваткой туалетов и точек на фуд-корте — каждый гость хотя бы раз постоял в полуторачасовой очереди. Тогда солнечная погода и любимая музыка свое дело сделали: счастливых было больше, чем возмущенных.
На фестивале все зависело только от организаторов: многие посетители, обсуждая прошедшее мероприятие, сошлись на том, что мастерство умело "переобуться" в случае непредвиденных обстоятельств было главной задачей, с которой им справиться не удалось. "Организовать фестиваль в комфортную погоду легко, а вот попробуйте в такую", — сокрушалась девушка рядом.
Настоящие фанаты артистов уходили с фестиваля с добрыми мыслями — восьмичасовое ожидание оправдалось, несмотря на жуткие проблемы со звуком; заледеневшие ладони отогрелись в такси; мокрые носки сменились сухими, и пережитое осталось просто опытом. Но ведь не так и много нужно было людям, чтобы реально получить удовольствие: чуть больше теплых напитков, пара шатров с тепловыми пушками или хотя бы просторных навесов, которые спасли бы от ливня, а на худой конец — свобода в выборе: провести на фестивале весь день или периодически уходить греться в близлежащую кофейню. А за музыку — спасибо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции