Скоро в Брест приедет легендарный нападающий сборной Аргентины Диего Марадона. Любители футбола ликуют, а тренер фарм-клуба брестского "Динамо" — "Рух" Андрей Зыгмантович относится к приезду спокойно: с Марадоной он уже встречался — на поле.
Есть ли шансы у России продолжить победное шествие по мундиалю и почему под белорусским солнцем футболисты растут хуже, чем под испанским, корреспондент Sputnik обсудила с легендарным футболистом минского "Динамо".
Что творят россияне?
Новые хоккейные площадки не сделали белорусов канадцами, а вот новые стадионы в России будто бы повлияли на игру российских спортсменов на мундиале.
"Они играют дома, они не могут по-другому. В России построили чисто футбольные стадионы, а это другая аура, тебе кажется, что Месси или Роналдо бегает рядом. Это влияет и на уровень России, которая показывает хороший атакующий футбол", — признает тренер.
Но главные испытания начнутся в одной восьмой финала, России придется сыграть или с Португалией, или с Испанией, и уровень этих команд выше, чем у сборных Египта и Саудовской Аравии, победой над которыми так вдохновились россияне.
"Меня впечатляет и оптимизм тренера. А игроки понимают, что у них есть шанс заявить о себе и о сборной. Команду считали посредственной и едва ли не слабой, не способной выиграть в восьми товарищеских матчах. Но честолюбие у футболистов, я думаю, есть, и поддержка трибун тоже. Для россиян принципиально выиграть этот матч, чтобы порадовать своих болельщиков", — говорит Зыгмантович.
А о грядущем матче с Испанией или Португалией говорит лаконично: игра будет эмоциональная, и зрителю интересно будет за ней наблюдать.
Российская сборная слабая или сильная?
Перед началом чемпионата о российской сборной писали плохо или ничего. Теперь появились публикации, в которых команду называют физически выносливой.
"Когда много негатива, появляется желание показать, что ты умеешь. И команда начинает играть, и играть здорово. Если бы их хвалили, может быть, они бы и не выступали так. Россиян не всегда ругали, были времена, при Хиддинке (нидерландский тренер — Sputnik) заняли третье место на чемпионате Европы. Сейчас Головина хотят купить "Ювентус" и "Арсенал", — напоминает Зыгмантович.
В выносливость команды он тоже верит и напоминает цифры недавней статистики. Россияне за первые две игры пробежали больше, чем все другие сборные. Это говорит о физической подготовке команд.
Почему в СССР футболисты росли лучше, чем в Беларуси?
"Даже профессионалу тяжело разобраться, что происходит в белорусском футболе. Влияет и климат, и тот факт, что не так часто у нас появляются спортсмены высокого уровня, как Белькевич или Глеб. Тренеры не могут порой разглядеть мальчишек, которые в будущем могли бы на высоком уровне играть в футбол. Немаловажно найти своего тренера. Эдуард Васильевич Малофеев мог поверить в тех же Алейникова и Зыгмантовича, и они этот шанс использовали. Если бы не было Малофеева в моей жизни, я бы, вероятнее всего, шел бы более сложной дорогой", — признал Зыгмантович.
Он признал, что, помимо тренерского пробела, есть и глобальные факторы. Если во времена триумфа сборной СССР самым дорогим подарком мальчишке был футбольный мяч, то сейчас желаннее планшет.
"Играя в Испании, я видел, что практически все мужское население увлечено футболом. Играют на пляже, в малых составах, проводятся первенства, в этом задействованы почти все дети. Футбол там — спорт номер один", — пояснил Зыгмантович разницу культур.
В Бресте, где сейчас работает тренер, работает футбольная академия, есть дублирующий состав, неплохие футболисты — это признает сам тренер.
"Но молодым нужна практика. В дублирующем составе ее можно дать, а когда идет борьба за очки, это сложно. Если ты любишь футбол, то как тренер должен прикладывать усилия ко всем футболистам. Нужно обращать внимание не только на тренировочный процесс, но быть педагогом для человека", — пояснил он.
Раньше футбол был лучше?
"Когда я говорю: "Мы играли по-другому", мне отвечают: "Вы вообще не играли". Высокий прессинг в игре стал новацией последних лет. Гвардиола на команде "Барселона" показал, что можно после потери мяча сразу вступать в отбор, это новация. Среди тех игроков, которыми располагал Гвардиола, эта идея прижилась. Она стала новацией для клубов, которые играли против них", — рассказал тренер "Руха".
С кем из футболистов хотели бы сыграть?
Зыгмантович ко всем коллегам относится с уважением и утверждает, что был бы не против встретиться с любым.
"Хотелось бы уважать тех футболистов, против которых играешь в команде. Личных предпочтений нет. Жизнь дала повстречаться с Ромарио, Марадоной, так что со всеми великими пересекался", — поделился он.
Работой коллег Зыгмантович восхищается.
"Мяч как на привязи у Бразилии, Аргентины. Если посмотреть вживую этот футбол и прийти затем на чемпионат Беларуси, станет немного грустно. Работа с мячом завораживает", — признал тренер.
На вопрос о том, ждет ли Зыгмантович Марадону в Бресте, отвечает, мол, особенно не ждет, но приехать он должен, чтобы познакомиться с теми, кем придется руководить. А вот молодые футболисты хотят посмотреть на легенду аргентинского футбола.
Некоторые команды обвиняют в грязной игре, бить по ногам — это норма?
Некоторые команды, в частности — Хорватию, обвиняют в жесткой игре. Зыгмантович считает, что футболист должен быть готов сопротивляться напору.
"Ведь понятно, что будут бить по ногам. Если попадаешь в одну восьмую финала, иначе не выжить. Если не будешь готов, тебя сомнут, и вылетишь с чемпионата. Нервозность в такой ситуации отношу к бессилию", — признал он.
За кого болеете?
Еще до того как Колумбия выиграла у Польши, Зыгмантович сделал на нее ставку. Пришлось пережить поражение команды в игре с Японией, но вчера колумбийцы взяли реванш. Будет болеть и за Испанию.
"Много лет отыграв в Испании, считаю их близкими. Для меня близка и не участвующая в чемпионате Голландия", — рассказал Зыгмантович, который играл за голландский "Гронинген" в 90-х и за испанский "Расинг".
Футбол — это тяжелая работа?
Зыгмантович считает чертой профессионала умение отказаться от соблазнов, а их хватает. Хочется съесть вечером жирного мяса, но не позволяешь себе, поясняет тренер.
"Если честно, таких соблазнов немало. Природу тяжело обмануть, у молодых людей много гормонов. Ты выбираешь между заработком и возможностью добиться результатов и желанием выйти прогуляться с друзьями", — признал тренер.
Он говорит, что раньше было проще, ведь футболисты сборной СССР 320 дней проводили на базе. Оставалось немного времени побыть с семьей и встретиться с друзьями.
"За это время стараешься накопить эмоций. К тому же, в Союзе был дефицит продуктов. Когда вырываешься за рубеж, появляются соблазны, которые придавливают. Но стремились играть в футбол и трудились. Это такая же работа, как сталевара. Не хочется стоять у печи и варить каждый день. Но надо. Самый хороший пример для молодых футболистов как раз и есть спуститься в шахту, чтобы посмотреть, в каких условиях работают люди, чтобы прокормить свою семью. Так что заниматься любимым делом не самая тяжелая работа. Можно потерпеть", — признал тренер.
Многое зависит и от коллектива, в "Динамо" он был сплоченным, и с коллегами было интересно и работать на поле, и общаться.