МИНСК, 13 июн — Sputnik. О стиле вождения водителей маршруток в Минске уже сложены легенды: считается, что лучше обходить и объезжать их десятой дорогой, а если "посчастливилось" передвигаться на этом виде транспорта, то перед поездкой обязательно нужно перекреститься. По информации ГАИ, маршрутчики действительно часто нарушают ПДД и объясняют это спешкой из-за необходимости ехать по расписанию.
Корреспондент Sputnik Ирина Петрович побывала на улицах города вместе с ГАИ в рамках операции "Автобус", которая проходит в Минске с 11 по 20 июня, и выяснила, какие пункты ПДД маршрутчики нарушают чаще всего и готовы ли они нести ответственность за это.
Первый день на работе
Вместе с сотрудниками ГАИ ГУВД Мингорисполкома выезжаем на улицы города в служебной машине для проведения гласного и негласного контроля.
"С 11 по 20 июня проводится комплекс мероприятий под условным названием "Автобус". Усилен контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями маршрутных такси и автобусов. Со стороны маршрутчиков достаточно много нарушений. Они проезжают на красный, перестраиваются без включения указателя поворота, превышают скорость и перевозят пассажиров сверх нормы", — рассказывает по пути инспектор отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома Роман Лашкевич.
Проезжая мимо маршрутки, замечаем: в руке у водителя — мобильный телефон, и он активно с кем-то общается. Вот и первый нарушитель. Инспектор выходит из машины и останавливает его, сразу же объясняя причину остановки.
— Почему нарушаем правила дорожного движения?— спрашивает инспектор.
— Не хотелось нарушать… — отвечает водитель и замолкает.
— Есть устройства, позволяющие разговаривать по телефону без рук — гарнитура, например, — продолжает сотрудник ГАИ.
— Забыл сегодня поставить… — разводит руками нарушитель.
— А по поводу ремня безопасности что вы скажете?— спрашивает второй инспектор.
— Ничего. Я признаю вину, — вздыхает маршрутчик.
Мужчина не спорит с инспекторами: знает, что неправ. В разговоре выясняется, что он — юрист, а маршрутчиком работает сегодня первый день. За два нарушения ему выписали штраф. Он поспешно оплатил его на месте и продолжил маршрут, пообещав больше не нарушать.
Гонщики на маршрутках
После того, как отпустили новоиспеченного маршрутчика, остановились на парковке. В этот момент мимо пролетела маршрутка. Прибор показал превышение скорости. Догоняем "гонщика" и останавливаем его. Инспектор представляется и называет причину остановки.
— Добрый день! Нарушаете немножко?— говорит инспектор.
— Ну, а как? Надо было ускориться по-любому, видели же… Я обогнал джип, поехал дальше, но как-то не посмотрел на спидометр. Там еще этот пешеходный, погаснет зеленый, потом стой на нем… — растерянно отвечает горе-водитель.
Сотрудник ГАИ выписывает штраф, водитель соглашается, что нарушил. Он бежит за деньгами и также оплачивает его на месте. После этого мужчина отправляется дальше по маршруту.
Продолжаем движение по проспекту Независимости в поисках недобросовестных маршрутчиков. На удивление, большинство из них едут спокойно и соблюдают ПДД. Тут два варианта: либо количество машин на дороге позволяет не спешить, либо кто-то из оштрафованных собратьев уже успел предупредить их о рейде.
Но все-таки находится еще один маршрутчик, превышающий скоростной режим. Радар пищит и показывает красные цифры, констатируя превышение. Какое-то время едем за нарушителем, чтобы не задерживать пассажиров, а на остановке инспектор приглашает водителя пройти в машину ГАИ.
— Смотрите, вот вы едете с превышением скоростного режима, — говорит инспектор, показывая видеозапись нарушения.
— Где это я так? Ай, блин… Не заметил даже, как превысил. Обычно я езжу по правилам, а тут обгонял автобус. Я не нарушаю вообще. Тем более, сейчас операция "Автобус". Вину признаю, — расстроенно вздыхает мужчина.
Он также получил штраф и оплатил его на месте. Инспектор отдал ему документы и пожелал счастливого пути.
Из ряда вон
Одно из самых распространенных нарушений среди маршрутчиков — перестроение без включения поворотника или проезд не по тому ряду. Это доставляет неудобства другим автомобилистам, а иногда таким образом создаются аварийные ситуации.
За время рейда была замечена пара таких водителей. Один из них прямо перед носом у сотрудников ГАИ проехал из правого ряда, где разрешен только поворот направо, по прямой. Его нарушение зафиксировали, а водителя за перекрестком остановили. Инспектор сразу же назвал причину остановки.
— Почему нарушили?— традиционно спросил он.
— В среднем ряду было много машин. Спешил по маршруту, решил объехать, — пояснил нарушитель.
Он не стал спорить с инспекторами и полностью признал свою вину. За нарушение ему назначили штраф. Мужчина оплатил его на месте и поехал работать дальше.
Итоги рейда
За два часа рейда к ответственности были привлечены четыре водителя. Это немного, но отсутствие ажиотажа объяснимо.
"Водители проинформированы о проведении операции "Автобус", профилактическая работа ГАИ дает свои результаты. И количество маршруток в дневное время в разы меньше, чем в часы пик — утром и вечером, когда микроавтобусы едут один за одним. Тогда вероятность нарушений увеличивается", — пояснил Роман Лашкевич.
Днем более спокойное движение, и водители без проблем успевают проехать маршрут за отведенное время. Интервалы движения увеличиваются, а пассажиропоток уменьшается, поэтому водители не стремятся опередить своих коллег и подобрать больше людей. "Нет цели быстро добраться. Поэтому меньше превышений скорости и проездов на красный. Днем маршрутчики намного добропорядочнее, чем в другое время", — заключил сотрудник Госавтоинспекции.