Пьеса "С училища" молодого белорусского драматурга Андрея Иванова с успехом прошла на сценах российских театров и, наконец, добралась до родного зрителя — в постановке режиссера Александра Марченко, наделавшего много шума спектаклями "Опиум" и "Anti[gone]".
К Иванову у белорусских театралов особое отношение — широко известен в узких кругах. Хотя его материал уже видели в Латвии, Эстонии, Украине и даже Уругвае, на родине о нем пока говорят в основном в театральной тусовке. Поэтому тех, кто не в теме, премьера должна привлечь хотя бы номинацией на одну из самых престижных российских театральных премий "Золотая маска" в категории "Лучшая работа драматурга".
История дикой девчонки из ПТУ на Толбухина — откровенный разговор о современной Беларуси. Здесь сталкиваются два мира — гламурный, с тусовками в городском хабе, стрижками в барбершопах и социальными сетями, и обыкновенный — с лежачим отцом-алкоголиком, бедностью и работой в рыбном ларьке. Мечутся между этими мирами и главные герои — "гопница и малолетка" Танька, ее учитель философии Сережа Курлович и парень-зэк Костик.
Проглядываются в этой жестокой реальности несколько извечных сюжетов, но почитателям театральной классики на премьеру лучше не ходить. Как и любителям расслабиться и ханжам: в спектакле используется ненормативная лексика и даже есть натуралистичные постельные сцены.
"Гопница тоже хочет быть счастливой"
Если смотреть на то, что на поверхности, то удивляться действительно нечему — нестареющий любовный треугольник, который начинается с пари между бизнесменом Славиком и философом Сережей. Только вместо пыжиковой шапки — MacBook последней модели, а вместо советского "Будет бегать за мной, как собачонка" модный челлендж — лишить девственности принципиальную "пэтэушницу". Сюжет был бы достоин прямого эфира в гостях у Андрея Малахова, если бы не пару "но".
История не такая примитивная, как кажется на первый взгляд, и самое интересное в ней то, что каждый увидит свой смысл.
Кто-то отыщет повод осудить современное поколение и изменившийся мир, закрученный на стримах, "лайках" и онлайне ("Сделай себе апгрейд: повегань, найди шкуру"). Другие заметят суровую белорусскую действительность ("Не могу больше эти шапки видеть, этот сталинский ампир и "Хутка-Смачна"), о которой не принято говорить во всеуслышание. Ну а третьи разглядят рассказ о непривычной, а иногда даже шокирующей любви и одиночестве ("Сраная гопница хочет быть счастливой"). Непременно найдутся и те, кто из-за метко расставленных маячков ("Треску на "Комарах" покупала", "Мне снился Солодуха") просто порадуется настоящему белорусскому продукту. Он по-прежнему редко встречается в отечественном искусстве.
Смысловой коктейль вызывает неоднозначные эмоции — от горечи из-за нескладной судьбы влюбленной Таньки до отвращения к безвольному интеллигентному Сереже.
Есть в спектакле место юмору и даже смеху, но он как в гоголевском "Ревизоре" — "Над собой смеетесь!". Как горькая насмешка звучат цитаты великих философов, которые на протяжении всего спектакля присутствуют на сцене и плачут кровавыми красными восковыми слезами.
"Что-то меня прибило"
Спектакль органично вписался в пространство ОК 16. Представить его на обычной сцене невозможно, потому что пространство перестает быть декорацией с самого начала.
Зритель оказывается в эпицентре событий: артисты свободно перемещаются по импровизированной сцене, сидят в зрительном зале. В какой-то момент, затаив дыхание, зритель ловит себя на мысли, что подсматривает за чужой жизнью, но не в замочную скважину, а на театральной сцене. Помогает в этом и камера, и яркая актерская игра.
Минимум декораций на главной сцене восполняют экран и музыкальное сопровождение. Каждый звук и кадр подобран, чтобы дополнить предыдущие моменты, которые постепенно складываются в целостную картинку. В нужный момент на экране — меняющееся лицо взволнованной Таньки и грустная рыбина в зеленом тазу, а из колонок — треки любимой подростками четырнадцатилетней звезды Алисы Кожикиной, шум моря или звук воды в сливном бачке. Эти мелочи аллегоричные и совершенно неслучайные.
Даже звуки мессенджеров, которые воспринимаются как знаменитая древнекитайская пытка каплями воды, еще долго звенят в ушах вместе с тихим голосом философа Сережи и смехом надменного Славика.
Каждый компонент — актерская игра, свет, видеоряд или музыка — воспринимается как обязательный элемент системы — творческой, но работающей как часы.
Результат работы художника Андрея Жигура, художника по свету Ирины Буката, видеооператора Игоря Вепшковского, актеров Анны Семеняко, Артема Куреня, Максима Брагинца, Александра Молчанова, Людмилы Сидоркевич, Дмитрия Мухина, Дарьи Новик и всей команды "АРТ Корпорейшн" — это объемный спектакль, эмоции от которого воспринимаются в десятикратном размере.
Подтверждение тому, что идея работает, — возгласы в толпе после премьеры — громогласное "Это хардкор!", восторженное "Шнуров со своей выставкой и рядом не валялся" и тихое "Что-то меня прибило". Так белорусы отреагировали на самих себя через призму театральной фантазии.
А вы не боитесь получить увесистую отрезвляющую оплеуху? Тогда приходите.