МИНСК, 6 июн — Sputnik. Нововведения в банковском секторе на Кипре могут затронуть не только инвестиции в белорусскую экономику, но и сферу ритейла, считает управляющий партнер адвокатского бюро "Лев, Шерстнев и партнеры" Борис Лев.
Гудбай, офшорный рай
Центральный банк Кипра разработал новый циркуляр, вступивший в силу в начале июня этого года. С его появлением изменяются правила и принципы работы офшорных компаний на острове.
Это касается в первую очередь компаний, которые не имеют физического представительства на Кипре либо учреждены на территориях со специфической юрисдикцией, таких как Вирджинские острова, Белиз, Сейшелы и другие.
"Банкам предписано закрыть счета таких компаний, которые фактически не ведут бизнес на Кипре. Это не скажется на реальном бизнесе, который имеет реальный офис на острове, но скажется на тех, кто использовал Кипр ранее для ведения классического офшорного бизнеса", — отметил юрист.
Согласно новым правилам банковские счета на Кипре открываются только после предоставления полного пакета документов о клиенте. Говоря простым языком, если компания не имеет никаких активов, кроме счета в банке, и является так называемой shell company, то к ней будут выставлены требования о раскрытии источников формирования капитала, откуда средства возникали на счетах и кто их переводил.
Знай своего клиента
"Сейчас при открытии счета в банке нужно предоставить всю информацию о конечном бенефициарном владельце. Банк вправе потребовать подробные данные о владельце и непосредственно компании", — уточнил Лев.
Отныне банки на Кипре будут открывать счета компаниям, реально присутствующим на острове с рабочим офисом. Островное государство давно перестало быть классической офшорной юрисдикцией.
Нововведение Центробанка Кипра подводит черту под старой репутацией острова и убирает последние признаки офшора.
"Это может затронуть белорусский бизнес, если кто-то владел компанией на острове. Это затронет и российский бизнес, поскольку там традиционно была выстроена работа через кипрские компании", — отметил управляющий партнер адвокатской компании.
Некоторые белорусские компании также работали через Кипр, либо учредители являлись юридическими лицами, зарегистрированными на островном государстве. Также ранее осуществлялись сделки через компании, зарегистрированные на Кипре.
Ранее под давлением США принципы работы банковской системы изменила Латвия, следующим для Вашингтона стал Кипр.
"Думаю, что это давление было осуществлено вследствие введенных против России санкций. Это затронет не только российские компании, но и тех, кто работал по похожей схеме", — считает Лев.
Инвестиции в другие юрисдикции
Иностранные компании в первом квартале текущего года инвестировали в экономику Беларуси 3,6 миллиарда долларов. На третьем месте по объему инвестиций уже традиционно расположился Кипр. На его долю пришлось 10% от всех вложенных денег.
Кипр традиционно используется как скрытая юрисдикция для одного из способов реинвестирования в белорусскую экономику. Теперь для этого бизнесу придется нести дополнительные расходы. Самый простой способ — открытие офиса на острове, где будет физически находиться работник компании.
"В таком случае банку можно показать офис, который реально находится на территории Кипра. Возможно, для инвестирования из-за этого будет выбрана другая юрисдикция. Это скажется на инвестициях не мгновенно, а в долгосрочной перспективе, чтобы изменить позицию Кипра как инвестора в Беларуси", — предположил юрист.
Что ждет белорусский IT
Главный трендсеттер в белорусской экономике имеет устоявшиеся связи с Кипром. Правда, белорусский IT-сектор зачастую имеет реальное физическое присутствие на острове.
"Компании, связанные с IT-сферой, как правило, имеют на Кипре офисы. Поэтому белорусский IT-сектор новые процедуры коснутся в меньшей степени", — уверен Лев.
Все документы, которые могут затребовать у белорусских IT-компаний банки на Кипре, они смогут предоставить в силу специфики своей деятельности на международном рынке.
"В большей степени это может коснуться крупного белорусского ритейла. Хотя во многом они уже перестроили схемы. Белорусские оптовики и ритейлеры были всегда мобильными в этом вопросе", — подчеркнул управляющий адвокатской фирмы.
Правда, юрист добавил, что в подобных случаях даже закрытие счета в кипрском банке никакой роли не сыграет, потому что движения по нему уже не будет: поставки произошли, и реинвестирование осуществлено.