Звук колокольчика. С него, как по звонку, начинается каждая тренировка жителя Витебска Юрия Ардынова.
Уже несколько лет он играет в сборной Беларуси по мини-футболу среди незрячих.
Наш Диего
Для нашей страны Ардынов — знаменитость не хуже Диего Марадоны, который в скором времени собирается приехать на работу в Брест.
Юрий — капитан сборной Беларуси по мини-футболу среди незрячих. В мае был назван лучшим игроком на Кубке Европы в Кракове.
Но, к сожалению, об успехах Ардынова, в отличие от Марадоны, знают немногие.
История белорусского футболиста — это, прежде всего, история человека с непростой судьбой.
Юрий не всегда был незрячим. В 10 лет он был обычным ребенком, любил гонять на велосипеде. Случайное падение с него и привело к травме. У Ардынова на одном глазу отслоилась сетчатка. Врачи помочь не смогли.
Юра не сдавался: продолжил учиться в обычном классе, наравне с одноклассниками гонял в футбол.
После школы у него появился шанс заявить о себе на весь мир. Тогда он играл за команду среди слабовидящих Витебской области. На очередных сборах на него обратил внимание тренер известной сборной по мини-футболу среди слабовидящих. К тому моменту она была пятикратным чемпионом мира и четырехкратным чемпионом Европы.
Юру пригласили в команду, но, увы, надолго задержаться в ней было не суждено.
Разве слепые могут играть в футбол?
Зрение футболиста снова начало стремительно падать. Диагноз оказался тем же. На это раз Ардынов боролся долго и тяжело. За четыре года ему сделали 11 сложнейших операций. Но зрение, будто издеваясь, то приходило, то снова уходило. Когда после очередной операции Юрий понял, что оно окончательно исчезло, ему уже не хотелось жить.
Только близкие помогли ослепшему игроку не дойти до отчаяния.
"Ни один друг от меня не отвернулся", — говорит собеседник.
Родные подарили Юрию столько тепла и понимания, что он не смог позволить себе даже думать, что одинок и несчастен.
До трагедии спортсмен успел окончить колледж культуры и искусств в Витебске. Это позволило ему устроиться на предприятие Белорусского товарищества инвалидов по зрению "Элект", где он работает до сих пор. Ардынов ведет творческие мероприятия и приобщает коллег к физкультуре.
Постепенно в его жизнь вернулся спорт. Хотя какое-то время он этому противился.
Собеседник вспоминает: в Беларуси в 2008 году футбол для незрячих, в отличие от футбола для слабовидящих, не развивался. Похожая ситуация наблюдалась в остальных постсоветских странах.
Европейские эксперты, чтобы популяризировать спорт, решили провести семинар в Москве, на котором оказался тренер и представитель Паралимпийского комитета в Витебске Олег Кириллов.
"Тренер был моим хорошим знакомым. Когда он привез мячи, я, конечно, долго смеялся. Не понимал: разве слепым можно играть в футбол? Он убедил, что играют, и Паралимпийские игры проходят, и этот вид спорта культивируется в мире очень сильно", — говорит Ардынов.
Юрий, который сомневался в задумке, в итоге стал первым игроком в команде Кириллова.
На поле без зрения
Сегодня в сборной — 10 человек. Многие, как Ардынов, работают на предприятии "Элект". Днем мужчины трудятся, а по вечерам гоняют мяч. И ни один человек не жалуется на усталость.
"Профессиональные футболисты только игрой занимаются и получают за это зарплату. А мы играем в свободное от работы время, совершенно бесплатно. У нас даже мысли нет, чтобы жаловаться или быть чем-то недовольными", — отмечает Ардынов.
На вопрос, сложнее ли играть в футбол для незрячих, лаконично отвечает:
"Мне переучиваться оказалось непросто. Были и шишки, и синяки, и серьезные травмы. Но в целом правила те же, что и в зрячем мини-футболе. Вратарь играет зрячий. Но зрение его все равно не спасает, потому что точность у игроков очень хорошая", — улыбаясь, говорит Юрий.
Всего за несколько лет сборная стала шестикратным чемпионом Беларуси, победителем "Кубка Содружества" в 2014 году и Кубка России в 2017-м.
"На данный момент сборная России является чемпионом Европы по мини-футболу. А мы играем с ней на равных. Последний турнир в Москве три недели назад сыграли вничью", — отмечает собеседник.
Сборная и рада бы выступать больше, но все упирается в деньги. Спонсорской помощи чаще хватает лишь на поездки на близкие расстояния.
Гвоздь без программы
Не достаточно и условий для тренировок. Государство хоть и помогает команде с арендой зала, но заниматься там непросто. Нужна специальная площадка для игры.
"Зимой мы тренируемся в зале, но там эхо заглушает звук мяча. В Москве, например, открыли крытый манеж именно для слепых футболистов. Они там круглогодично тренируются. Условия просто шикарные. Конечно, у нас таких возможностей нет", — рассказывает Ардынов.
Летом команда играет на площадке для обычного мини-футбола, которая не приспособлена для тренировок. Ведь борта у нее, отмечает Юрий, сколочены из досок с торчащими гвоздями.
Команда мечтает о специальных бортах, но стоят они 15 тысяч долларов. Государство и меценаты не спешат на помощь футболистам, отмечает собеседник.
"Мы хотели бы проводить у себя также турниры. Но команды из других стран не готовы к нам приехать, потому что нет условий", — добавляет он.
Взгляд сына
О том, как бы сложилась жизнь, не будь в ней трагедии, Юрий размышлять не любит. Предполагает, что, скорее всего, был бы не таким активным, как сейчас.
В жизни футболиста, оказывается, еще есть время на музыку. Ардынов выступает в народной вокальной мужской группе "Хорус", которую в Витебске негласно называют "новыми "Песнярами".
"Мы просто очень уважаем творчество Владимира Мулявина. У нас костюмы в стиле "Песняров", поем песни из их репертуара", — рассказывает Юрий.
А еще Ардынов — муж и отец. Судьба отняла у футболиста зрение, но подарила ему любовь.
У супруги Юрия также есть проблемы со зрением, но она видит. Для футболиста Юлия — защита и опора. А еще она мать его 4-летнего сына Матвея.
Ардынов не скрывает: ребенок — самая главная его победа. Что говорить, если единственное на свете, чего ему хотелось бы, — увидеть взгляд своего маленького сына.
"Я редко думаю о том, что было бы, если бы у меня появилось зрение. У меня сын, ему четыре года. Я его тактильно ощущаю. Но, наверное, хотелось бы увидеть его глаза, его улыбку… В голове прокручиваю эту картинку", — признается собеседник.
"Меня нередко спрашивают: как я считаю, для чего эта проблема мне была дана? Как писал Маяковский, если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Значит так надо было по судьбе. Главное — просто жить дальше ", — резюмирует он.
А оценки выставляют ученики: незрячий учитель преподает на Брестчине
Безрукий мальчик мечтает быть таким как все
Бронзовая медалистка в Пхенчхане Лидия Графеева о жизни до и после