ВИТЕБСК, 26 мая – Sputnik. Лето 2016 года стало для семьи Савко трагедией: погибла их любимая собака породы американская акита: по свидетельствам очевидцев, ее убили и увезли работники отлова животных, но сотрудники "Спецавтобазы Витебска" свою вину отрицают.
Первая такая собака в Витебске
"Американская акита – очень добрая лохматая собака, такой плюшевый мишка. Это собака-молчун, за три с половиной года, которые Малыш прожил у нас, мы слышали всего раза три, как он подал голос", – рассказала Sputnik Анна Савко, хозяйка Малыша.
Собака семье обошлась в две тысячи долларов, поскольку покупали ее у известного во всем мире заводчика из Тулы. Сначала хозяева рассчитывали, что Малыш будет участвовать в выставках, даже давали ему специальную добавку, которая окрашивает шерсть в красный цвет.
"Но очень быстро отказались от этой идеи, поскольку поняли, что просто любим собаку и не хотим возить ее по выставкам", – вспоминает Анна.
По ее словам, когда щенку было всего несколько месяцев, муж носил его по лестнице на руках, чтобы у Малыша не искривились лапы, ведь подъем и спуск по ступенькам вреден для щенков.
"Когда мы покупали Малыша, это была чуть ли не первая американская акита в Витебске. Где бы мы ни гуляли, к нам подходили люди и спрашивали, что это за плюшевый мишка. Гладили его", – вздыхает Анна.
Собаку специально не дрессировали, но все команды она выполняла. Однако если Малышу удавалось освободиться от поводка, за ним нужно было гоняться, поскольку он, играя, любил убегать от хозяев.
День потери
14 июля семья поехала за город, к тому времени Малышу исполнилось уже три с половиной года, это был большой 65-килограммовый пес. В тот же день открывали "Славянский базар", и улицы усиленно патрулировались.
Когда вечером семья вернулась в город, Малыш освободился от поводка и убежал. Хозяйка не смогла поймать его и отправилась домой за "вкусняшкой".
Вернувшись через 15 минут, она пса не нашла. Дежуривший рядом инспектор ГАИ рассказал, что Малыша забрал "спецотлов": бегали за собакой с сачком, а когда не поймали, выстрелили в нее дротиком и увезли. Поскольку приют был уже закрыт, она позвонила туда на следующее утро: ей сказали, что похожая собака есть. Однако там Малыша не оказалось: никто его не привозил.
"Мне сказали ехать в отлов. Там я разговаривала с мастером Амброжевичем, рыдала, просила сказать, что они сделали с моей собакой. Ведь инспектор видел, как они ее забрали, выстрелив дротиком. Но Амброжевич ответил, что никакой собаки не видел", – тяжело вздыхает Анна.
Хозяева боялись, что собаку забрали на перепродажу. Анна стала расклеивать объявления о пропаже пса, опускать листовки в почтовые ящики, писать в социальных сетях.
"Нам было очень тяжело! Муж две недели плакал, у меня случился нервный срыв. Мы до сих пор не можем никого завести, поскольку воспринимаем это как предательство по отношению к нему!" – восклицает Анна.
Война
На объявления откликнулись первые свидетели, которые утверждали, что Малыша забрала машина отлова.
"Я стояла на балконе. Смотрю: идет собака, а за нею, на расстоянии, высокий мужчина в камуфляжной форме. Потом собака дернулась, у нее разъехались передние лапки, и она упала", – рассказала корреспонденту Sputnik Любовь Илларионова.
По словам женщины, мужчины взяли пса за лапы, раскачали и забросили в машину. Через несколько дней Любовь увидела объявление, поэтому позвонила хозяйке.
"Со временем появилось много свидетелей. Со мной даже связался один из работников "Спецавтобазы", который участвовал в убийстве Малыша. Он несколько раз рассказывал мне и моему адвокату о том, как убили собаку, причем мы все разговоры записали на диктофон", – говорит Анна.
Потом с женщиной связались еще несколько работников предприятия, и все рассказывали, как животных мучают и убивают, о том, что сотрудники используют запрещенный в Беларуси дитилин – релаксант, от которого животное умирает в течение 20 минут в мучениях. Это дешевое лекарство, по словам работника "Спецавтобазы", использовал и Амброжевич.
Анна ходила на прием к директору предприятия, писала в милицию и прокуратуру. Собака считается имуществом и стоит 2000 долларов, поэтому женщине было на что "давить". Семья наняла дорогого адвоката, оплата услуг которого уже практически сравнялась со стоимостью собаки.
"Здесь дело не в деньгах, это принцип: виновные должны быть наказаны", – уверена Анна.
Женщина создала группу в социальной сети "ВКонтакте" для пострадавших от действий отлова, где старается помочь консультацией людям, которые попали в подобную ситуацию.
Анна пыталась помочь девушке из Новки, у которой случилась похожая история, но там пострадавшая не стала бороться, поскольку ей начали угрожать. Привлекли даже участкового. Поскольку Новка — городок маленький, и на любого можно оказать давление, собачница отступила. Анна же довела дело до суда.
Суд
Перед судом юрист "Спецавтобазы Витебска" не отрицала, что работники отлова убили собаку. На заседании работник, который рассказал, как лишили жизни Малыша, отказался от показаний, заявив, что тогда был пьян.
По версии ответчиков, собака была агрессивно настроена, и поэтому ее один раз ударили ногой и положили в машину. Затем поехали не в приют, а на скотомогильник, поскольку у них в машине скопилось много сбитых машинами животных, и те начинали дурно пахнуть. За время пути Малыш, почему-то умер, хотя умереть от удара ногой такая большая собака вряд ли могла.
Выступавший на суде в качестве эксперта начальник Витебской городской ветеринарной станции Дмитрий Хрипанков заявил, что "одномоментно" умереть от болезни или отправления собака не могла, для этого она должна была съесть цианид. Дитилин, например, мог так быстро убить собаку.
Главный юрисконсульт "Спецавтобазы", представлявшая в суде интересы ответчика, заявила, что хозяева виноваты сами, поскольку не удержали собаку, и вообще это была трагическая случайность. Суд поддержал мнение юрисконсульта и в иске отказал, не усмотрев причинно-следственной связи между действиями работников отлова и смертью собаки.
Никто ничего не знает
"Я как человек все пропускаю через себя и понимаю, что истцы ищут виноватых, по их мнению, виновны именно наши сотрудники. Истцам просто нужно завершить психологическую ситуацию", — рассказала корреспонденту Sputnik юрисконсульт.
При этом она затруднилась объяснить, как все-таки умер пес. "А мы этого не знаем, никто не знает, поэтому мы сейчас и находимся в суде", — сообщила сотрудник "Спецавтобазы".
При этом один из работников злополучной смены отлова, которая якобы убила Малыша запрещенным препаратом, заметил: "Никто не знает, как умирают".
Но Анна Савко потеряла любимое существо и не собирается отступать, поэтому они с мужем решили идти до конца.