У нас летают и детсадовцы, и пенсионеры, говорят в клубе ExtreamFly, который в конце прошлого года предложил белорусам новый вид впечатления — симулятор свободного падения, или, проще говоря, аэротрубу. Корреспондент Sputnik Вера Дашкевич побывала в Боровой и выяснила, каково это, летать в замкнутом пространстве.
Самому юному гостю, не испугавшемуся оторваться от земли, было 4 года. Самой возрастной — за 60. Ее привел в клуб зять — предложил по случаю 8 Марта полетать всей семьей. Младший ребенок испугался. А теща отлетала и за себя, и за дочку, и за внука.
"Ей было лет 65-67. Когда зашла, была очень негативно настроена: на любые вопросы отвечала: "Не хочу, не буду". Но мы все-таки предложили ей пройти инструктаж, одели. Когда они вернулись, я традиционно спросила: "Ну, как вы полетали?" А она: "Классно. Пойду еще". Ей так понравилось, что она, оказывается, долетала время и за внука, и за дочку. Ну и свое время отлетала", — рассказывает одна из сотрудниц клуба Юлия Безрукавая.
Белорусская аэротруба работает около полугода. Ее открыли в откровенный несезон — в декабре. Клуб сделал ставку на открытую трубу — то есть расположенную не в помещении, а на улице. С одной стороны — небо, пейзажи и почти все по-настоящему. Но с другой — летать в мороз то еще удовольствие. И, тем не менее, за первые три холодных месяца инструкторы клуба помогли оторваться от земли около 500 отважным гостям. Летали даже при минус 15, с нескрываемым удивлением рассказывают в клубе.
Как это работает
Аэродинамическая труба — это, по сути, стеклянный стакан диаметром в три и высотой в шесть метров. Под ногами сетка и мощная установка, которая создает поток воздуха скоростью до 240 км/ч. Над головой тоже сетка, чтобы не улететь. Если бы не она, инструкторы, которые согласились показать нам, какие чудеса можно проделывать в воздухе, кажется, вырвались бы на свободу…
Но новичку таких высот с первого раза не достичь. Тут бы просто удержаться в потоке, потому что малейшее неправильное движение, и ты либо опускаешься на сетку, либо тебя начинает болтать. Как удержаться в воздухе, что для этого нужно и чего ни в коем случае нельзя делать, рассказывают на предварительном инструктаже.
"Первое правило: мы не хватаемся за нижнюю сетку, что бы ни происходило", — предупреждает Петр Шумский.
От стенок отталкиваться мягкими движениями, с инструктором общаться знаками — в трубе очень шумно. Запомнить все знаки кажется нереальным, но самое главное, говорят, не делать резких движений и постараться расслабиться. Кстати, алкоголь до полета категорически запрещен.
"У нас бывают клиенты, которые говорят: "Ой, а я выпил для храбрости". Я в таких случаях говорю: "Выйдите, и лучше выпейте за смелость". Мы категорически запрещаем алкоголь до полета. И второе главное правило — не включать импровизацию, не пытаться сходу делать сальто или еще какие-нибудь фигуры", — рассказывает сотрудница клуба Юлия Безрукавая.
Такие импровизации могут быть опасны. Хотя по сравнению с парашютным спортом полеты в аэротрубе однозначно менее травмоопасны, говорят в клубе.
Показания и противопоказания
К полету, помимо нетрезвых гостей, не допустят беременных, а также лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и имеющих проблемы с суставами.
Могут отказать и слишком полным. В правилах указано, что белорусская аэротруба способна поднять в воздух гостей весом до 90 килограммов.
"В принципе и 95 — это не приговор, если человек высокий. Смотрим соотношение веса и роста. Если человек высокий, можем допустить и с весом до 110", — рассказывает Юлия.
Гостей обеспечивают костюмами, шлемами и берушами. Но просят приезжать в спортивной одежде и обуви. Для начала рекомендуют брать минимальный сеанс — от двух минут. Во-первых, он не так больно ударит по карману, а во-вторых, в принципе на утро будет не так больно.
"Спортивным людям, которые устойчивы к физическим нагрузкам, можно и минут 10. Но много для первого раза брать не стоит. Детям от 4 до 9 лет рекомендуем брать 2-3 минутки. От 9 до 12 — 3-4 минуты, чтобы реально понять что это такое и на утро не почувствовать дискомфорт — от того, что у вас все болит, как будто вы два или три часа тренировались в тренажерном зале", — объясняет Юлия.
Юлия признается: в первый раз пролетала три минуты и на утро не смогла встать — так сильно болели мышцы. Самый длительный сеанс, который заказывал один из гостей, длился 20 минут. Но провести такой промежуток времени в трубе без перерыва — очень сложно. Поэтому инструкторы рекомендуют разбивать полет на сеты.
"Допустим, если вы купили 5 минут, то рекомендуем разбить полет на два сета по 2,5 минуты. То есть вы отлетали 2,5 минуты, вас вывели, вы отдохнули, посмотрели, как летает другой, возможно, обсудили с инструктором какие-то ошибки и снова зашли. Как показывает практика, когда человек заходит во второй раз, у него получается намного круче", — рассказывает Юлия.
Не аттракцион
В клубе подчеркивают: к полетам в аэротрубе не стоит относиться как к аттракциону. Это испытание, хоть и очень эмоционально приятное, которое требует усилий и соблюдения строгих правил.
"Это ни в коем случае не аттракцион. Это симулятор свободного падения, тренажер, который позволяет научиться летать, хорошо управлять своим телом и заодно прокачать свои мышцы", — объясняет сотрудница клуба.
Пока среди гостей большинство — обыватели, которые хотят в небо, но, возможно, опасаются сразу прыгать с парашютом. Аэротруба менее травмоопасна и дает возможность почувствовать полет на безопасной высоте. Более того, здесь можно освоить все навыки, которые необходимы начинающему парашютисту.
"Это полезно для парашютистов, которые начинают заниматься парашютным спортом: здесь удобно отрабатывать основные элементы свободного падения. Есть определенный набор, который нужно освоить: повороты, полеты на спине, спирали. Это все можно пройти здесь", — рассказывает инструктор клуба Сергей Назарук, на счету которого более 280 прыжков.
В конце концов корреспонденты Sputnik не удержались, соблазнились и тоже попробовали взлететь, а потом еще и удержаться в воздухе. До полетов на спине и спирали дело не дошло. Но и скромные секунды свободного парения — когда получилось без страховки инструктора — доставили массу удовольствия.