Полцарства за прописку и другие варианты штурма гимназий

© Sputnik / Виктор ТолочкоУчебный класс гимназии №12 Минска
Учебный класс гимназии №12 Минска - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik, молодой ученый и программист Иван Сюльжин рассуждает о том, почему родители будущих пятиклашек готовы платить любые деньги за прописку в домах, прикрепленных к гимназиям.

"А будзе йсці навука туга, падгоніць бацькава папруга", — такой незамысловатый способ простимулировать рвение к учебе описывал в своей поэме "Новая зямля" Якуб Колас. К счастью для современных школьников, нынешние порядки отличаются от тех, при которых вырос классик белорусской литературы. Теперь необходимость улучшить качество школьной подготовки чаще откликается головной болью у родителей, пораженных жестокой "лихорадкой" — поиском достойного учебного заведения для своего чада.

Ученицы после урока - Sputnik Беларусь
Карпенко: ажиотаж вокруг гимназий поднимают только в Минске

Полцарства за прописку

Факт. Возле моего подъезда висит объявление: "Куплю квартиру в вашем доме, любого метража, в любом состоянии". Недостает только фразы: "И за любые деньги!" Поначалу меня удивляла подобная неразборчивость, но, наткнувшись на днях на новость в интернете, я понял: этот случай — далеко не единичный. Оказывается, мой дом отличается стратегически важным расположением: неподалеку находится и принимает учеников весьма неплохая гимназия, в которой я в свое время учился сам.

Особенность момента: экзамены и конкурсы при поступлении в пятые классы подобного рода учебных заведений отменили, но в конце весны, как раз в то время, когда должны были проходить испытания, словно фантомные боли, у родителей начинает обостряться желание устроить ребенка в гимназию, где есть возможность осваивать углубленную программу. Понятно, в такой ситуации в ход пойдут связи, подкупы, интриги…

Но, право, даже введение платы за поступление было бы честнее и даже гуманнее: раз уж решили в гимназии не отбирать самых способных детей, можно было бы попробовать хотя бы устроить конкурс родительских кошельков. Но у нас сейчас — лотерея. Шансы втиснуться в переполненные классы гимназий весьма малы.

Элитную школу в Гродно ликвидируют из-за отмены экзаменов в пятые классы

Как распределить ресурс

В Министерстве образования уже много лет игнорируется тот факт, что талантливые и любящие свою работу учителя — ограниченный ресурс, которым нужно грамотно распоряжаться. И все, похоже, идет к тому, что этот ресурс станет еще более редким.

Деньги в кошельке, архивное фото - Sputnik Беларусь
Родители готовы покупать "прописки" для устройства детей в гимназии

На общественных началах я занимаюсь с лицеистами, готовлю их к различным международным соревнованиям, откуда мы регулярно привозим награды. С ними действительно приятно работать: в результате жесткого отбора в Лицей БГУ попадают в основном те, кто всерьез настроен грызть гранит науки.

И я не одинок в своих увлечениях: многие коллеги помогают школьникам делать первые шаги в освоении программирования. Но я уверен, что это продолжится ровно до тех пор, пока есть возможность целенаправленно заниматься с теми, кто готов впитывать знания. Уравнивание гимназий с обычными школами ставит под угрозу все это, а как следствие — и интерес к работе для многих учителей.

Думаете, почему у нас расцвело репетиторство? Когда я оканчивал школу, оно уже было неотъемлемой частью процесса поступления в университет. Но тогда его роль все же немного отличалась: индивидуальные занятия использовались для того, чтобы систематизировать знания, устранить пробелы и набить руку на решении типовых задач. "Клиентура" была соответствующей — ученики выпускных классов. Сейчас же ситуация усугубилась: по репетиторам водят детей начиная с пятого класса, пытаясь компенсировать недостатки школьной подготовки.

Подводные камни

Гимназия № 12 в Минске - Sputnik Беларусь
Дома в столице закрепили за гимназиями

Мне кажется, такой путь — тупиковый. Ведь школа, помимо прочего, приучает к самостоятельности в решении задач. Как малышей учат принимать пищу: сначала мама кормит с ложечки, потом ребенок начинает есть сам, но под присмотром, к трем годам его уже можно оставить наедине с тарелкой, не опасаясь за чистоту окружающего пространства. По похожей методике работают и школьные занятия. Когда на одного учителя в классе приходится больше двух десятков учеников, за урок каждый может успеть задать один-два вопроса или раз в несколько занятий сходить к доске. Все остальное время приходится один на один сражаться с выданной задачей. А вот репетиторы готовы вечно подносить ложки ко рту учеников — лишь бы деньги платили.

Учеба в школе на "отлично" совсем не гарантирует хорошего трудоустройства во взрослой жизни. Мало кто из тех, кто провел школьные годы, зазубривая главы из учебников, впоследствии становится высокооплачиваемым специалистом. Зато частенько успеха добиваются те, кто в школе получал оценки в широком диапазоне и умел выбрать самые интересные для себя занятия. В мире, где особо ценятся фантазия и умение адаптироваться, приобретенные за годы подобного отношения к учебе навыки позволяют чувствовать себя как рыба в воде. Репетиторы же, особенно когда список необходимых предметов определяют родители, лишают учеников инициативы. Учеба превращается в конвейер по подготовке отличников, оторванных от потребностей реального мира.

Минобразования объяснило, в чем будет разница между гимназиями и школами

Мне кажется, не зря сейчас многие семьи обивают пороги кабинетов директоров гимназий или пытаются получить "правильную" прописку: реальной альтернативы гимназическому образованию нет. Поэтому любые попытки Министерства образования уравнять школы обречены на провал. Как показывает практика, лазейки, позволяющие отдать ребенка в руки лучших учителей, остаются.

Но не дает покоя вопрос: а будут ли это действительно самые способные и одаренные ученики? Может, пора заканчивать болезненные эксперименты и ввести некое подобие централизованного тестирования при поступлении в пятые классы гимназий? Отбор лучших учеников в специальные классы с углубленным изучением предметов не помешал бы и в обычных школах. А то ведь нынче легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем устроить талантливого ребенка туда, где он максимально разовьет свои способности. Очень жаль. Ведь человеческий капитал — главный стратегический ресурс страны. Причем не только нашей — любой!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0