ВИТЕБСК, 7 мая – Sputnik. Передвижная международная выставка "Лагерь смерти Тростенец. История и память", в создании которой участвовали историки из Германии, Австрии, Чехии и Беларуси, открылась в Витебске.
Одновременно с нашей страной, выставку перед 9 мая показывают и в Германии.
Второй день рождения
"Создатели выставки решили отойти от абстрактных жертв лагеря и сконцентрировали внимание на личностях. Из всех героев выставки Тростенец удалось пережить буквально паре человек, один из которых – Николай Валахович", – рассказала Елена Зорина, заведующая отделом научно-просветительской работы Витебского областного краеведческого музея.
Валаховича арестовали 20 июня 1944 года за связь с партизанами и посадили в минскую тюрьму на улице Володарского. Девять дней его допрашивали и пытали, но Николай свою вину так и не признал. Поэтому уже 29 июня его вместе с другими заключенными отвезли в Тростенец, где перед освобождением Минска немцы в спешке расстреливали пленных, чтобы скрыть следы своих преступлений.
Прибывших арестантов закрыли в полуподвальном помещении, откуда партиями выводили к сараю на расстрел. Валаховичу повезло – пуля вошла ему сзади в шею и вышла через левый глаз, не убив.
"От ранения я потерял сознание. Пришел в себя уже в сарае, среди огромного количества тел, пролежал я там где-то день", – рассказывал Валахович в интервью, которое у него брали в 60-х и которое на выставке мог посмотреть любой желающий.
Николай работал стрелочником на железной дороге, составлял сводки о перевозке грузов, которые потом передавал советским связным из разведгруппы "Чайка" и успел за это время немного выучить немецкий язык. Поэтому, когда немцы заговорили о том, что сарай нужно сжечь, поскольку трупы начинают вонять, Валахович понял, что пора бежать.
Воспользовавшись тем, что вся охрана ушла встречать новые фургоны с заключенными, которых привезли на расстрел, Николай собрал силы и выполз из сарая. Но сил у него хватило лишь для того, чтобы добраться до соседнего поля, где он, обессиленный, уснул. Разбудил Валаховича звук пожара: это горел за спиной сарай.
Собравшись с силами, беглец дополз до деревни, где ему оказали первую помощь. Потом были операции в военном госпитале, где Валаховичу вставили стеклянный глаз, и встреча с семьей, когда Николая не узнала дочь. Потом всю жизнь беглец праздновал два дня рождения: один, когда появился на свет, а второй 29 июня – когда ему удалось выжить во время расстрела.
"После войны Николай Валахович стал одним из главных свидетелей преступлений, которые совершали немцы в Тростенце, поскольку мало кто пережил этот лагерь или смог оттуда убежать. Ведь немцы там даже автоматчиков при расстреле ставили так, чтобы у каждого был максимальный радиус поражения, и если кто-то не мог попасть в убегающего узника, то его обязательного доставала пуля, выпущенная другим немецким солдатом", – объяснила Зорина.
Нужная память
"Думаю, что подобные выставки нужны, особенно в наше неспокойное время, поскольку они напоминают, чем заканчиваются войны. Конечно, сейчас возникают локальные конфликты, которые нас, вроде бы, и не касаются. Но ведь все это в любой момент может перерасти в очередную мировую войну с концлагерями, истреблением народов и прочими ужасами", – рассказала Sputnik впечатленная историями героев выставки Ирина.
Экспозицию "Лагерь смерти Тростенец. История и память" готовили в течение нескольких лет, начиная с августа 2014 года. Большую работу провели фонд "Памятник убитым евреям Европы" из Берлина и "Историческая мастерская им. Леонида Левина" из Минска, чьи сотрудники ездили к родственникам заключенных Тростенца в поисках фотографий, рассказов об узниках, записей интервью, воспоминаний. Изучались архивы нескольких стран, чтобы собрать по возможности полную и уникальную информацию о лагере и героях выставки.
"В Тростенец свозили не только военнопленных и гражданское население Беларуси, туда на уничтожение отправляли большое количество евреев из Европы, в основном из Чехословакии, Австрии, Германии и Польши. В лагере погибло до 250 000 человек, точную цифру установить невозможно. Это четвертый концлагерь в Европе по количеству жертв, но, что удивительно, европейцы о нем практически не знают", – рассказала Зорина.
Одна из основных целей выставки заключается в том, чтобы закрепить Малый Тростенец в общественном сознании как памятник геноциду европейского масштаба, а заодно рассказать жителям Европы, что большие лагеря смерти были не только у них. Кроме того, по словам организаторов, они хотели показать, насколько важно помнить тех безымянных узников, которых расстреливали по 20 и даже 200 человек в день.
"Мне кажется, что эта выставка для немецкой стороны – своеобразное покаяние, а также предупреждение о том, что подобное больше не должно повториться", – добавила Зорина.
Необычный формат
Выставка удивляет. Как сказал один из ее посетителей: "Чувствуется, что европейцы делали". В экспозиции нет ни старых фотокарточек, ни газет того времени, ни столь привычных нашему зрителю предметов быта.
Вся выставка состоит из вертикальных, окрашенных в черное ниш. Снаружи на каждой из них большая фотография, в основном это герои выставки. Внутри некоторых ниш прикреплены планшеты, где можно ознакомиться с информацией о лагере, послушать интервью тех, кто пережил Тростенец, родственников погибших, а также посмотреть фотографии.
Кроме того, внутри всех ниш на белорусском и немецком языках рассказаны биографии узников, приводятся исторические факты о лагере. Дизайн выставки выполнило берлинское агентство "Линксбюндиг" (Linksbündig). Экспозиция получилась гнетущей.
"Выставка абсолютно отличается от тех, которые когда-либо были у нас. Мультимедийные экспозиции бывали, но такая организация, такая блочная подготовка с мультимедиа – впервые", – констатировала заведующая отделом научно-просветительской работы.
Кроме того, организаторы предусмотрели ряд мероприятий, относящихся к выставке: это и встреча старшеклассников и студентов с людьми, пережившими войну, и семинар для учителей о методах преподавания истории Второй мировой войны, и круглый стол на тему "Культура памяти жертв войны".
В Витебск выставка приехала из Полоцка, до этого она демонстрировалась в Могилеве, Гродно, Бресте, Молодечно и замке "Мир". 31 мая экспозиция отправится в Минск, где будет выставлена в Национальной библиотеке Беларуси в течение нескольких месяцев, после чего поедет дальше по стране.
"Одновременно с нашей в Европе выставляется точно такая же экспозиция, которая переезжает из города в город. На открытии организаторы говорили о желании со временем сделать выставку на русском и немецком языках, чтобы ее смогли увидеть в России", – сказала Зорина.
Ирина, молодая посетительница выставки, так охарактеризовала экспозицию: "Это страшно! Когда проходишь и смотришь, не сильно впечатляет, но когда начинаешь читать и слушать воспоминания очевидцев, понимаешь: это дико, это ужасно, это страшно!"