В Белорусской государственной филармонии состоялась мировая премьера нового произведения композитора Александра Журбина.
Александр Борисович Журбин — автор музыки к 60 фильмам и 40 мюзиклам — в пресс-центре Sputnik рассказал о том, как работал над концертом для цимбал и симфонического оркестра в 3 частях.
"По-моему, я первый композитор, который объединил белорусский и австралийский фольклор, но мне кажется, получилось интересно", — смеется Александр Журбин.
Смотрите беседу композитора Александра Журбина и его супруги поэтессы-переводчика Ирины Гинзбург с журналистами о работе над концертом для цимбал и симфонического оркестра, первой рок-опере "Орфей и Эвридика" и советской цензуре, плагиате и современной "попсе", в видеозаписи Sputnik (хронометраж):
00:58-9:01 — о премьере нового музыкального произведения
"Честно говоря, я давно не был в Минске, и этот творческий вечер показывает, что я сделал за последнее время. Это будет разнообразная программа: в первом отделении — серьезная музыка, моя вторая симфония, которая никогда в Минске не исполнялась, а потом будет просто мировая премьера концерта для цимбал с симфоническим оркестром…"
О знакомстве в Сиднее с белорусской цимбалисткой Людмилой Никольской и об ожидании реакции белорусской публики на цимбальный концерт. О влиянии музыки белорусских композиторов на сочинение концерта, о встрече белорусской и австралийской фольклорной мелодии.
Об австралийском кантри и влиянии на музыку английских каторжников и их охранников, о морских путешествиях и перерождении преступников.
"Когда представишь, что их (каторжников) тащили на каких-то утлых суденышках, в кандалах через "девятые валы", они, те, кто выжил, вдруг оказывались на этой благословенной земле. И, наверное, все их чудовищное беспутство и злодейство были вытрясены за это время, и они, выходя на берег, становились прекрасными, новыми людьми", — делится своими впечатлениями Гинзбург-Журбина.
09:12-14:45 — о песенной части творческого вечера и участии белорусских исполнителей
Оксана Волкова, по мнению композитора, выдающаяся певица.
"Может, даже в Беларуси не все понимают, насколько она "большая", Владимир Петров, замечательный баритон, Наталья Гайда, "легенда Беларуси" — будет петь дуэт из "Пенелопы", а также исполнит мой новый романс".
Еще одной мировой, по словам маэстро, премьерой в Минске станет выступление его супруги Ирины Гинзбург-Журбиной.
"Я не певица, я исполнитель… Это стиль кабаре, мы поем абсолютно по-своему, это авторское исполнение, которое должно проникать людям в душу", — подчеркнула Гинзбург-Журбина.
По ее словам, "у нас много энергии, и мы любим ее дарить людям, мы с удовольствием ею делимся и сами получаем энергию от зала".
15:30-20:00 — о встрече со студентами Академии музыки
"Что было приятно — они меня знали, не только в лицо, но и знают мою музыку… Они в "теме", как сейчас говорят, они спрашивали, как стать современным композитором, что слушать".
Подробнее о доступности музыки в советский период и в нынешнее время, о сложности сегодня стать композитором, о музыкальных компьютерных программах смотрите на видео.
20:35-23:10 — о плагиате в музыке
"Никакому нормальному композитору в своем уме и здравой памяти, если он, конечно, композитор, в голову не придет что-то сознательно украсть… Бывают случайные совпадения, но всегда от этого можно уйти, если ты грамотный композитор".
Подробнее о воровстве современных мелодий и случайных совпадениях в классической музыке смотрите на видео.
24:40-29:10 — о современной "попсе"
"Ее стало очень много, есть сотни каналов, которые тиражируют эти клипы, хорошей музыки там, может, полпроцента, это просто поток неких развлекательных ритмов и банальнейших слов, это сейчас стало очень много и на Западе, и у нас".
Говоря о советской эстраде и великих советских композиторах, Журбин отметил, что "они все писали замечательные песни, ни в коем случае не пошлые, не банальные".
"Написать песню очень трудно, она должна быть не пошлой, но вместе с тем ее должны подхватить люди, иначе кому она нужна".
Подробнее о серьезной и легкой музыке, о примерах западных композиторов, Бернстайне, Пинк Флойд, Битлз смотрите на видео.
29:50-34:20 — о своем детском творчестве, взрослении и переиздании своих произведений для детей
"Я всегда планирую свою жизнь как минимум на год-два, я не достиг еще счастья, надеюсь, и не достигну его, буду двигаться вперед".
34:57-40:00 — о первой рок-опере "Орфей и Эвридика" и советской цензуре, о "железном" и "золотом" занавесе для композитора, о финансах в музыке, о поиске денег и краудфандинге, о возможности сейчас пробиться для композитора
40:18-47:08 — о музыке, которую слушает сам, анекдот о дирижере, о планах и связях в Беларуси