Что осталось от минувшей недели? Шум в головах после солсберийского отравления, раздвоение личности профиля президента Трампа в Twitter, силиконовые слезы руководителя Facebook, очередные химические постановки в Сирии.
Слова о разрыве нити мышления были написаны на рубеже XVIII и XIX веков. Более того, таинственный рифмованный текст, возраст которого составляет без малого двести лет, в тонких деталях описывает методики современной блогосферы, психологию резидентов социальных сетей и механику управления ими.
Верится с трудом? Но вот цитата: "Дрянных писак пустая пачкотня У вас вошла уж в правило, как видно". Очевидно, что речь идет об информационной агрессии, о коммуникационном перенасыщении и о размытых критериях качества материалов, которые выкладываются в сеть. Пытливый пользователь знает, сколько информационного сора приходится раскапывать, чтобы отыскать блоги, которые заслуживают доверия уровнем своей аналитики, надежностью источников и литературным стилем. Это все равно что мыть золото в большой, но мутной воде.
Особенно трудно тем, кто сдался и вынужден растерянно вторить старинному тексту: "Что нужно нам, того не знаем мы; Что ж знаем мы, того для нас не надо". Такая дезориентация в информационном пространстве стала бедой интернет-серфинга. Читают сегодня все и много, но что толку, спрашивает автор загадочного текста, если "Прекрасного они, конечно, не поймут, Зато начитаны они до пресыщенья"?
И вот из глубины веков нам раскрывается рецептура изготовления информационных вбросов, или "блюд для всех": "Картина попестрей, поменьше освещенья Да искра истины средь мрака заблужденья, И смотришь — славное сварили вы питье, По вкусу каждому: в нем всяк найдет свое".
Истина всегда была идеалом, а следование ей — мерилом высокого вкуса. Но принцип "каждому свое" превращает информационный мир в большой концлагерь, в котором за истину сжигают, а в мраке заблуждений распаляются мировые войны, процветает ненависть, размножаются сетевые группы самоубийц, садистов, извращенцев, психопатов и прочих мизантропов…
Но начинается все с малого. Привлечь и занять праздную интернет-публику проще всего новостями из жизни знаменитостей: "А главное, мой друг, введите приключенья! Глазеть на них — толпе нет выше наслажденья; Ну и пускай толпа, разиня рот, глядит…" Разве не на этом принципе основаны те профили в Instagram, Facebook, VK, которые заполнены однообразными селфи однообразных похождений с однообразными комментариями? Эллочка-людоедка vs. мадам Вандербильд — классика жанра и привет из более близкого литературного прошлого.
В принципе, толпы на площадях и сообщества в соцсетях управляются по одним методикам: "Запутайте толпу, введите в заблужденье, Иначе — верьте мне — ей трудно угодить". И еще: "Успех тем легче, чем обширней круг! … Пусть масса массу привлекает!"
Двести лет назад это не называлось "лайкать" и "френдить", но принципы управления толпами и сообществами уже тогда были хорошо известны и широко использовались при полном отсутствии не только мобильной связи, мессенджеров и гаджетов, но электричества и радиоволн в принципе.
Читая этот антикварный текст, просто диву даешься, какие точные и остроумные слова он адресует сетевым политическим ботам и троллям: "А вы? Сидите да кропайте, С чужих пиров объедки подбирайте, — И будет пестрый винегрет Поддельным пламенем согрет".
Пестрый подогретый винегрет — это, конечно, сильный образ. Но в сетевой кормушке он нарасхват! Так что, обращается автор этого старинного текста к современным проплаченным блогерам и авторам гонорарных "комментов", "Когда таков ваш вкус — пожалуй, этим Вы угодите дуракам и детям". Жестокая правда, но что поделаешь? Она была такой и два столетия назад.
Потребителям "подогретого винегрета", то есть сетевым хомячкам и диванным стратегам, провидческий текст определяет незавидную участь: "Пред тем, что не грозит, дрожать обречены. Еще не потеряв, уж плачем о потере". Все верно, ведь именно таковы результаты "залипания" в виртуальной реальности: депрессивный синдром, комплекс неполноценности и суицидальные настроения.
Но вот мы слышим в таинственном тексте голос сетевых активистов: "Простите: разве мы Не радостно следим За духом времени?" И здесь же ответ из далекого далека: "Дух времени — увы! — не что иное, Как отраженье века временное В лице писателя: его лишь дух и склад!"
То есть реальный мир можно изучить только в одном случае — впустив его в свое сердце. Встречи лицом к лицу с живыми людьми, диалоги от сердца к сердцу с реальными собеседниками, постижение смыслов собственной жизни из личного опыта, а не из сетевых постов, — вот что не даст прерваться нити мышления! Вот что позволит распознать дух времени в отражении своей, а не чужой личности!
В противном случае сетевой "Владыка крыс, мышей, лягушек, Клопов и блох, и вшей, и мушек Тебе изволит приказать К тому порогу подбежать, — И там, где масло он положит, Пускай твой зуб усердно гложет". Незавидная доля, но удивляться здесь нечему. В тексте этот "владыка" так говорит о себе: "Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это все — моя стихия".
Когда в течение шести десятилетий создавался этот поразительный текст, интернета не было… Но были книжные развалы — прообраз всемирной информационной сети. Вход туда был бесплатный, общение с людьми и книгами — безлимитное, выход свободный.
А теперь — двухсотлетняя вишенка на торт специально для тех, кто пытался удалить свой профиль из социальной сети, веря в то, что он действительно удаляется: "Увы, таков закон чертей и привидений: Каким путем вошел, таким и выходить. Во входе волен я, а выходить обязан Там, где вошел…" Иными словами, выход через вход, абсолютная безысходность, древнейший принцип уробороса — змеи, кусающей себя за хвост. Это что: потрясающая прозорливость автора текста или четко подмеченное им единство законов функционирования?
И то, и другое в попытке предотвратить "разрыв нити мышления". Потому что это "Фауст" Гете в переводе Холодковского. Самое начало…