ВИТЕБСК, 10 апр — Sputnik, Павел Вур. IT-компании, стартапы и предприятия других отраслей активно принялись продвигать Беларусь в новую реальность Индустрии 4.0, и, судя по интересу со стороны школьников, у нашей страны есть хороший потенциал войти в будущее уже скоро.
Бульба vs. искусственный интеллект
Насколько мы готовы к будущему, к тому, что часть профессий исчезнет, поскольку их заменят автоматы и искусственный интеллект, и появятся некоторые новые специальности? Причем это не далекая перспектива, а то, что происходит сейчас и к чему белорусские IT-компании хотят подготовить нашу молодежь.
"У нас искусственный интеллект развивается хорошо. Например, есть компания, которая занимается разработкой ИИ в области обработки документов, так вот бухгалтеров, которые "вбивают" платежки, сейчас могут заменить роботы, поскольку искусственный интеллект уже может принимать решения", — рассказал на конференции "ProIT Vitebsk 2018" один из ее организаторов директор ассоциации "Образование для будущего" Александр Хомич.
Выступающий вспомнил о своем знакомом, молодом ученом, который создал модель искусственного интеллекта, способную один на один обыграть любого игрока в Dot'у. "Любого", — подчеркнул он.
Робототехника в Беларуси не настолько быстро развивается, как, например, в Америке, особенно если вспомнить Boston Dynamics. Но и у нас есть компании, разрабатывающие промышленных роботов, которых покупают на Западе.
"Подписанный президентом декрет ПВТ 2.0, не побоюсь этого слова, революция, как минимум, в Восточной Европе. Он значительно лучше того, что есть на Украине, в России и у других наших соседей. Может, только Эстония нас опережает. Пока к декрету присматриваются, но с осени, думаю, в этом направлении начнется очень большая работа. Мы никуда не денемся и будем двигаться вперед, вопрос только в том, насколько быстро", — объяснил Sputnik Александр Хомич.
По его словам, у Беларуси есть реальный шанс стать лидером в IT-сфере не только в Восточной, но и во всей Европе. Кроме того, уже сейчас понятно, что IT-сфера — это тот паровоз, который может вытянуть страну в будущее.
Но, как ни странно, несмотря на такое развитие сектора информационных технологий, многие школьники в Беларуси еще не до конца представляют, что такое IT и какие знания им нужны для того, чтобы стать хорошими специалистами в этой сфере.
Образование для будущего
Александр Хомич 18 лет проработал в IT-сфере, десять из которых был программистом. Недавно он создал и возглавил ассоциацию "Образование для будущего", куда вошли многие айтишные компании. По словам создателя Александра, скоро к ним присоединятся и компании, работающие в других отраслях.
"У людей сложилось очень много стереотипов о сфере информационных технологий. Например, большинство до сих пор уверены, что есть только программисты, а что делать, если ребенок хорошо рисует, но плох в математике? Они не знают, что существуют такие сферы, где как раз нужны хорошие художники, — это, например, дизайн интерфейсов или игр. Мы стараемся разрушать сложившиеся мифы и помогать детям с осознанным выбором будущей профессии", — рассказал Александр Хомич.
Специально для этого организаторы воспользовались форматом выездных конференций, когда специалисты, проработавшие в IT-компаниях, приезжают в регионы и рассказывают ребятам о тонкостях профессии, а также проводят для них и для преподавателей мастер-классы.
За 2018 год ассоциация провела уже более 12 "ProIT"-лекций в разных городах Беларуси. Только в Витебске прошло две встречи со слушателями, причем на каждой из них было по несколько сотен человек, поскольку эта тема действительно интересна людям.
"Мы приехали из Чашников. Учимся в обычной общеобразовательной школе. Нам предложила сюда приехать учительница, и мы, естественно согласились", — рассказали корреспонденту ученики Чашницкой средней школы №1.
По мнению молодых людей, работать в сфере информационных технологий не только прибыльно, но и интересно, современно и "вообще этим имеет смысл заниматься".
Для проведения конференций приглашаются специалисты, которые не просто давно трудятся в этой сфере, но и умеют интересно и понятно рассказывать о своей работе.
Стратегия
По мнению Александра, можно говорить об образовательной стратегии, которую разработала ассоциация для повышения качества знаний у белорусов в области информационных технологий.
У ассоциации есть программа шаговой доступности STEM-образования (Science Technology Enginireeng Mathematics). Как объяснил Александр Хомич, это точные науки, инженерия и программирование и инженерия, преподаваемые в одном месте. В будущем центры планируют закупить наборы для физики, проектной деятельности и многое другое.
Требования к таким центрам достаточно строгие. Во-первых, STEM-центры — это классы, где проведен качественный и современный ремонт, установлено хорошее оборудование, ноутбуки, наборы для робототехники.
Ассоциация тщательно подходит к выбору школы, в которой планируется открыть STEM-центр. Не менее тщательно работают и с учителями, которые там будут преподавать.
"Мы сотрудничаем с Белорусским государственным педагогическим университетом, и перед открытием центра преподаватели проходят в университете курсы по обучению робототехнике. Кроме того, нам оказывает активную поддержку ПВТ, у них очень хорошие курсы по скретчу (язык программирования) для учителей", — сообщил Хомич.
Пока проект STEM-центров находится в пилотном режиме, и в Беларуси работают только три подобных класса, но в планах ассоциации — открыть еще несколько центров в разных регионах страны, причем обязательно в школах, поскольку эти центры должны быть частью системы образования.
"Я общался с робототехниками, которые делают промышленных роботов, и они говорят, что найти хороших специалистов очень трудно. Остались кружки по моделированию, но они, по факту, за последние 20 лет практически не изменились. Мы же пытаемся обучать детей тому, что им действительно пригодится", — рассказал Александр.
По его словам, для открытия центров выбирают города, где у талантливых детей нет денег для посещения платных курсов. Ведь ассоциация открывает STEM-классы за свой счет и дарит их школе, поэтому посещение этих центров для детей бесплатно.
Ассоциация работает не только с детьми, но и с учителями. Периодически проводятся небольшие встречи, meet-up'ы, чтобы на них преподаватели могли обмениваться опытом и делать совместные проекты. Кроме того, "Образование для будущего" устраивает и большие конференции, куда приглашает гостей из-за рубежа. На такие мероприятия приезжают иногда до 500 учителей со всей республики.
"Индустрия 4.0 — это промышленная революция, которая идет прямо сейчас. Big data, виртуальная и дополненная реальность и интернет вещей — это все компоненты Индустрии 4.0, и когда государство полностью перейдет туда, — легко не будет", — объяснил Александр Хомич.
Поэтому к подобным изменениям нужно быть готовыми. И надо заранее подготовить детей к тому, чтобы они были конкурентоспособными на новом рынке труда. Насколько получилось это сделать у ассоциации "Образование для будущего", покажет время, но, в любом случае, подобные проекты сейчас нашей стране необходимы.