Александр Лукашенко назначил в четверг военного юриста Владимира Жевняка на должность заместителя главы Администрации президента по вопросам идеологии. Незадолго до этого Министерство информации анонсировало серьезные изменения в Закон о СМИ. Таким образом, фактически речь идет о продолжении "новой информационной политики" белорусских властей в прицеле на значимые политические кампании 2019-2020 годов и анонсированный ранее республиканский референдум.
Государство возьмет интернет под контроль?
Если анализировать всю совокупность кадровых и законодательных решений в информационной сфере в 2017 — первом квартале 2018 года, то очевидно, что государство пытается решить задачу по перехвату инициативы в области формирования актуальной картины мира для белорусского общества. Здесь ахиллесовой пятой действующей власти является интернет, где у государственных и лояльных СМИ достаточно слабые позиции, в то время как антиправительственная точка зрения представлена достаточно широко — от популярных новостных ресурсов и блогов до сообществ в социальных сетях.
Такого рода ситуация вызывает естественное беспокойство, особенно с учетом того, что следующие президентские выборы не за горами. Поэтому, если отталкиваться от политической мотивации, то цели государства предельно простые: усилить собственное присутствие в интернете, улучшить качество работы информационно-идеологического аппарата и параллельно ограничить распространение деструктивных сведений.
Конечно, при желании в этих решениях можно увидеть призрак появления в Беларуси цензуры интернет-пространства, однако нельзя не сказать о том, что вопросы распространения информации в Сети давно надлежало привести в порядок.
Ведь в белорусском сегменте интернета абсолютно свободно хозяйничают ресурсы не только с зарубежным финансированием, но и как минимум с сомнительным контентом, которые нередко тиражируют откровенную дезинформацию, причем в весьма чувствительных сферах. За примерами далеко ходить не надо, ведь достаточно вспомнить как многие отечественные "независимые СМИ", "блогеры" и "эксперты" отрабатывали тему учений "Запад 2017" и пугали белорусских обывателей мнимой "российской оккупацией", явно подыгрывая государственной риторике Польши, Украины и прибалтийских государств. На языке военных такие штучки называются информационно-психологическими операциями, и очевидно, что попустительствовать подобным проявлениям просто преступно. Ведь "русские танки" в Минск так и не вошли, отдельные эксперты-обманщики после завершения учений преспокойно укатили на учебу в Лондон, но неприятный осадок в обществе остался.
А где гарантия того, что эта же "сеть" не начнет нас всех соответствующим образом "информировать", скажем, после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС, особенно если литовские спецы попросят об этом "независимых" белорусских журналистов и правозащитников, которые так любят фуршеты после "семинаров" в Вильнюсе и расчетные счета в литовских банках?
Социальная ответственность интернет-изданий
При этом в союзных России и Казахстане актуальность данной проблемы поняли гораздо раньше, чем в Минске, и законодательство наших партнеров по ЕАЭС в части регулирования распространения информации в Интернете значительно жестче современного белорусского. То же самое касается и западных государств, где, как известно, свобода слова распространяется только на носителей исключительно "правильной" точки зрения. Для всех остальных существуют законодательные ограничения в виде статуса иностранного агента, "подразделения по борьбе с фейковыми новостями", значительные штрафы и даже уголовная ответственность.
Кстати, также жестко западные государства реагируют на вопросы вмешательства в выборы или деятельность политических партий с зарубежным финансированием. К примеру, на днях в Польше подтверждено обвинение в шпионаже политику Матеушу Пискорскому, суть которого сводится к тому, что возглавляемая им партия "Смена" якобы получала финансирование из РФ и распространяла информацию в интересах Москвы. Если соотносить действия польской прокуратуры с белорусскими реалиями, то даже не сильно искушенному читателю станет понятно, что с такой формулировкой за "шпионаж" можно смело сажать всю белорусскую оппозицию, "независимые СМИ" и "гражданское общество" в придачу.
Однако, думается, что это не тот путь, который нужно избирать, если иметь цели по консолидации общества, а не его поляризации. Во главу угла нужно ставить не ограничения, а создание условий для развития национальной политической активности, тогда любые попытки деструктивного внешнего воздействия просто окажутся на обочине, столкнувшись с консолидированным внутренним медийно-политическим сообществом.
При этом СМИ, общественные организации и политики не обязательно должны дуть в одну дудку, но рамка национальных интересов должна быть общая. Одна из ключевых позиций в этой связи — это осознание ответственности за содержание распространяемой информации и политической агитации. К сожалению, это чувство у собственников и сотрудников интернет-изданий не формируется само собой, поэтому вполне логично выглядят новеллы законопроекта, предлагающие регулировать деятельность сетевых ресурсов, идентифицировать комментаторов и прочее. Другое дело, что не должно быть перегибов в этом деле, однако сие уже вопрос применения будущего законопроекта, а не его содержания.