В прокате идет фантастический боевик "Первому игроку приготовиться" — новый фильм голливудского столпа Стивена Спилберга. Снятая по не самой удачной книге, лента вновь напоминает зрителям о гениальности режиссера. Оценил "Первому игроку приготовиться" и колумнист Sputnik Евгений Казарцев.
В гостях у сказки
Сюжет "Первому игроку приготовиться", придуманный писателем Эрнестом Клайном, будто создан для буйства фантазии и красок: действие разворачивается в 2045 году, когда буквально все "живут" в онлайн-игре под названием "Оазис".
Созданная гиком-гением игра позволяет проводить время в сотнях разных миров — с битвами, танцами, по мотивам известных вселенных игр или книг; где захотите побывать — там и будете. Но часть игроков занята не просто развлечением — они ищут "пасхалку", которую в виртуальности спрятал почивший создатель "Оазиса". Тот, кто ее найдет, получит в наследство игру и будет ей руководить.
Такая фабула позволяет в одной истории объединить и Кинг-Конга, и Годзиллу, и все, что только душе угодно. Многие не верили, что юристы разных студий смогут договориться, но, когда пришел Спилберг, все поняли: вот кто-кто, а он сможет воплотить эту сказку. И действительно смог.
В первые же минуты фильма зритель настолько погружается в происходящее на экране, что забывает про существование других фантастических лент последнего времени. Будем честны, и "Бегущий в лабиринте", и "Излом времени", и еще сотня вышедших за год фантастических фильмов на фоне "Первому игроку приготовиться" выглядят блекло и вторично. И тут важно вспомнить: именно со Спилберга когда-то во многом начался современный Голливуд — с его "Инопланетянином", "Парком Юрского периода" и "Индианой Джонсом". Ничего не поделаешь, Спилберг — визионер, который создает образы для сотен последователей. И в этом фильме вновь проявляется его величие.
"Пасхалки" в истории про "пасхалки"
"Пасхалкой", или "пасхальным яйцом", часто называют секрет в игре или другом предмете культуры — то, что можно найти случайно и от чего основной сюжет никак не зависит. Своего рода приз для человека.
Весь сюжет "Первому игроку приготовиться" крутится вокруг такого приза — за него сражается и команда молодых игроков, и желающая "подмять" под себя "Оазис" корпорация. Конечно, свои "пасхалки" есть и для зрителя фильма — десятки отсылок и аллюзий на массовую культуру последнего столетия, от "Властелина колец" до "Монти Пайтона". Разгадывать и узнавать эти намеки, не всегда прямые и очевидные — еще одно удовольствие.
Отдельный восторг ожидает всех любителей кино — гениально вплетенное в фильм "Сияние" Стэнли Кубрика. Если вы не знакомы с этой картиной — обязательно восполните пробел, чтобы потом насладиться тем, как все повернется у Спилберга.
Для кого-то обилие массовой культуры и ярких моментов — очередной зрелищный аттракцион, для кого-то — яркий пример постмодернизма и создания уникального нарратива из цитат. Режиссер смог "упаковать" все так, что удовольствие получат и первые, и вторые.
Из всех недавно вышедших фильмов "Первому игроку приготовиться" скорее можно сравнить с "Валерианом и городом тысячи планет" — красочной и мечтательной работой Люка Бессона. И та, и другая картина полны красоты, фантазии и избавлены от штампов. Только если у Бессона красота исключительно ради красоты, Спилберг аккуратно прячет в нее смыслы и за красивой оберткой держит главный тезис всей истории — "Реальность реальна".
Конечно, в таком масштабном полотне не удалось избежать "провисов" с точки зрения сюжета или мотивации героев, но об этом вспоминаешь только после финальных титров, когда изо всех сил пытаешься хоть к чему-нибудь у Спилберга придраться. И "Первому игроку приготовиться" слабые стороны можно простить — их не так много, и заслуги режиссера в картине сильно перевешивают все возможные недостатки.
Словом, если вы устали от фабрично штампованных грез и ждете от фантастики свежего воздуха — обязательно посмотрите "Первому игроку приготовиться". Тем более что большего визуального наслаждения в ближайшее время кинотеатры нам и не обещают.