Белорусы под руководством канадского специалиста Дэйва Льюиса отправятся уже на четвертый кряду чемпионат мира, но с каждым очередным форумом авторитет опытного тренера, много поигравшего в НХЛ и входившего в знаменитую бригаду наставников "Детройта" классика Скотти Боумэна, теряет и теряет в весе. Год назад в Париже вовсе казалось, что давно облысевший "кленовый лист" утратил интерес к работе, целиком и полностью доверившись своему соотечественнику и ассистенту Крэйгу Вудкрофту.
Но вот парадокс! Если Вудкрофта в качестве реакции на провальный турнир в городе мушкетеров и "Джоконды" выгнали как из минского "Динамо", так и из национальной дружины, то Льюис чудесным образом получил право доработать последний год своего контракта "1+3". Это действительно поразительно, но только открывает список "удивлений от старины Дэйва", осмыслению которых и уделим внимание.
В роли чертика
Тем не менее, прежде всего – именно о факте сохранения Льюисом поста главного тренера сборной Беларуси. В Париже, как и годом ранее в Петербурге, наша дружина чудом отскочила от прощания с элитой, еще более обескуражив серостью своего хоккея.
Поэтому традиционные предстартовые речи канадца о "борьбе за медали" уже воспринимались не только с иронией, но и с раздражением, которое инициировала вычурная оторванность Льюиса от бренных земных реалий. Даже если тренер использовал данную риторику для мотивации подопечных в качестве психологического допинга.
Какие медали при неспособности надежно обороняться и результативно атаковать? Зато при полной коробочке скандальных кадровых решений? Причем необходимо помнить, что канадский гуру не только балансировал на проволоке в двух чемпионатах мира, но и профукал домашнюю олимпийскую квалификацию в пользу обалдевших от привалившего ледового счастья словенцев.
Поэтому, когда в мае 2017 года рейсовый самолет Париж – Минск доставил хоккейную сборную и немногочисленный журналистский десант в белорусскую столицу и я обменялся с Льюисом "финальным взглядом" в зоне выдачи багажа, это было символическое "прости, прощай". Через несколько дней в офисе федерации якобы должна была состояться пресс-конференция мистера Дэйва, но в факт ее проведения совсем не верилось.
Не напрасно. Пресс-конференция так-таки не состоялась. Зато у нашего хоккея появился новый лидер. Вместо Игоря Рачковского им стал Семен Шапиро. И то, что Льюис отбыл в Северную Америку безо всякого отчета о событиях в Париже и безо всякого участия в публичных мероприятиях, убедило почти всех: у белорусской сборной будет новый тренер.
Фамилии преемников Льюиса стали активно перебираться и муссироваться, но быстро выяснилось, что добровольцев, желающих взойти на Голгофу, просто нет. Отказы и самоотводы, самоотводы и отказы. Уже этот факт наглядно показывает, какой жестокий кризис нынче в белорусском хоккее. Овес к лошади сам не ходит, а без нормальной карьерной перспективы никто не захотел подставляться под удары в "президентском виде спорта". Кое-кто, допустим, предпочел за лучшее работу в Высшей хоккейной лиге России.
В итоге в середине августа Льюис вернулся в Минск, встретился с новым председателем, съездил на межсезонный турнир в Ригу и ясно дал понять, что намерен отработать свой последний контрактный год, имея на это "добро" от хоккейных властей. В роли чертика из "табакерки Шапиро".
Так и будет! Другое дело, что решение в духе английской поговорки "Знакомый дьявол лучше незнакомого дьявола" отнюдь не является гарантией успеха. Все потому, что, когда курица спит, нельзя достать свежих яиц. А сомнения в том, что Льюис бодрствует и по-настоящему заряжен на битву, не беспочвенны.
Вспомните, например, молодежный чемпионат мира, что прошел в американском Баффало. В начале декабря, работая в Минске плановый сбор с национальной дружиной, канадец посетил несколько тренировок младшей команды, дав кое-какие рекомендации. Более того, прессе было объявлено, что непосредственно на турнире Льюис фактически вольется в штаб Юрия Файкова. Дескать, канадца хоть и не будет в Беларуси, но он порадеет за белорусский хоккей.
В итоге все вылилось в фарс. Наша сборная заранее улетела в США, где в преддверии чемпионата проводила сбор и выставочные матчи. Но без Льюиса. Мистер Дэйв, отпраздновав Рождество в семейном кругу, подъехал в Баффало уже после того, как мы проиграли шведам… А это уже фикция, профанация и натуральное желание запудрить мозги.
Сегодня Льюис говорит о "горящих сердцах", которые должны помочь средненьким белорусским хоккеистам стать сильной командой: "У многих игроков есть возможность шагнуть вперед, взять на себя роль лидеров, почувствовать ответственность. Появился шанс попасть в первую пятерку, стать лучшим, и это хороший вызов… Даже если ты проигрывал в течение всего сезона, это не значит, что ты неудачник. У нас новый старт, мы начали тренироваться, впереди выставочные матчи. Надо создать условия, чтобы все поверили в тебя. Не только в твою личную силу, но и в силу команды. Тогда нас ждет отличный турнир".
Хорошо сказано, не поспоришь. Однако как забыть тот "прощальный взгляд" в зоне выдачи багажа в минском аэропорту? Взгляд одновременно извинительный, но и оправдательный: "А что я мог сделать? Из ста кроликов лошадь не составишь!" Сегодня, учитывая отсутствие братьев Костицыных и Денисова, Лингле и Лаланда, Бэйлена и Стасенко, ситуация только усугубилась. Поэтому формально Льюис прав, но по существу все может превратиться в издевательство.
Не корысти ради?
Разумеется, тогда более чем уместен вопрос о том, что в принципе понуждает Льюиса несколько раз в год пересекать Атлантику, мотаясь из Америки в Европу. Вряд ли речь идет только о деньгах. Мистер Дэйв достаточно заработал в хоккее, чтобы не гоняться с отчаяньем за белорусскими гонорарами. Тогда, возможно, он действительно верит в какое-то фантастически позитивное преображение наших хоккеистов, что позволит им в Копенгагене потрясти воображение болельщиков всего мира?
Увы, увы… Льюиса можно заподозрить в чем угодно, но от наивности он далек – прожженный хоккейный профи. Наверняка канадец отдает себе отчет в том, что на предстоящем чемпионате у нашей команды есть больше шансов потерять, чем найти.
Так в чем заключается мотивация Льюиса? Во-первых, в природе доллара нет такого понятия, как "лишний". Во-вторых, красиво стареющий мужчина всегда заинтересован в том, чтобы быть востребованным и находиться при деле, которое он любит, которому он отдал всю жизнь. Тем более что, в-третьих, хоккей для Льюиса – наркотик, а заодно и возможность общаться с теми людьми, что вызывают его симпатию.
Сейчас в Минске фаворит канадца – Андрей Мезин, которого мистер Дэйв в начале сезона честно назвал своей "правой рукой в сборной". Но потом бывшего голкипера федерация отодвинула в сторону, навязав Льюису другие "руки и мозги" – Михаила Захарова и Сергея Пушкова, которые возглавляют "Юность" и "Неман", что нынче оспаривают титул чемпиона страны.
Но вроде как смирившийся с неизбежным канадец вдруг взял да и достал туз из рукава. Выяснилось, что в его контракте черным по белому написано: одного из ассистентов Льюис выбирает себе сам! Что он и сделал, вернув "списанного на берег" Мезина.
Захарова, с которым он работал в белорусской сборной на Олимпиаде-2010, а затем и на Украине, мистер Дэйв тоже ждет, а вот с Пушковым все не очевидно. И тут надо вспомнить, что именно наставник "Немана" подверг не отчитавшегося за Париж Льюиса жесточайшей критике, обратив всеобщее внимание на факт игнорирования канадцем баталий чемпионата страны.
А между тем февральские матчи со сборными России (олимпийским составом и резервным), а также с канадцами, готовившимися к поездке на Белые игры-2018, сказали сами за себя. Три поражения. Да какие поражения! Белорусы сгорели 0:3, 0:2 и еще раз 0:2. То есть ни одной заброшенной шайбы. Проблема, которую не решить только наличием "горячих сердец". И Льюис не может этого не понимать, какими бы будущими удивлениями он ни оперировал в своих аналитических размышлениях.