Белорусская тема вошла в жизнь Максима Горького в конце ХІХ века с приездом в Нижний Новгород Адама Богдановича, позднее в Поволжье они познакомились. Замдиректора института мировой литературы имени М. Горького Дарья Московская считает, что с этого самого момента понимание белорусской культуры и литературы вошло в сознание Горького.
Покинуть Гродно в 1896 году и перебраться вглубь России Адама Богдановича заставила трагическая смерть матери Максима. Там Адам работал в нижегородском отделении банка, а с 1 октября 1907 года – в ярославском отделении банка.
Между Беларусью и Волгой
"Далее произошло то, что происходит с нашими народами: они породнились через сестер Волжиных. В 1896 году Максим Горький становится мужем Екатерины Волжиной, а в 1899 году женой Адама Богдановича становится 19-летняя Александра Волжина", — посвятила в семейные перипетии Дарья Московская.
К сожалению, судьба распорядилась так, что молодая жена Богдановича, родив ребенка, умерла. Несмотря на эти печальные обстоятельства и расставание Горького с супругой в 1903 году, Богданович и Горький не потеряли между собою связи.
Специалист отметила, что судьба Максима и Адама Богдановичей тесно связана с Россией. Позднее Адам Богданович даже говорил, что у него две родины: Беларусь и Волга.
Два города, во многом определяющих облик России, Ярославль и Нижний Новгород, стали для Богдановича центром мощного притяжения как ученого.
"Он был потрясающим этнографом. Здесь он был примером русской исторической школы, так как его антропологическая концепция исходила из того, что бассейны рек рождают национальности", — рассказала Московская.
Поколение sms не поймет
Архив Горького, который лег в основу собраний Института мировой литературы РАН, отражает историю первой половины ХХ века. Безусловно, значительную его часть составляют документы, связанные с белорусской культурой.
Горький не только принимал участие в издании сборников национальных литератур. Русский классик переписывался со многими белорусскими деятелями культуры, и особое место занимает его переписка с Адамом Богдановичем.
Эта переписка, как пример высокого эпистолярного жанра, несет особую ценность. В ней есть все жанровые примеры. Переписка велась двумя людьми, обладающими литературными талантами.
"Сейчас поколение, пишущее sms, потеряло культуру письменного общения", — считает Дарья Московская.
По словам специалиста, читая такие письма, не только приобщаешься к высокому стилю, но и получаешь бездну информации. Каждый найдет в них свое. Перед нами история не только белорусской культуры, но и повседневной России.
Даже после того, как в адрес Максима Богдановича и его творчества посыпались обвинения в мещанстве, его отец в переписке с Горьким находит очень точные слова в защиту творчества сына.
"Именно индивидуальность национальная и народная есть то, чем мы интересны миру, а больше ничем. Только своим своеобразием и национальным выражением", — привела слова Богдановича замдиректора института.
Адам Богданович выступал в защиту всей белорусской литературы. И мягко напоминал Горькому, что в связи с праздновавшимся тогда юбилеем Александра Пушкина в оргкомитет нужно включить и Якуба Коласа.
Максимы были знакомы
На момент переезда Богдановичей в Нижний Новгород Максим Горький был в городе личностью известной. Вокруг его персоны сформировался своеобразный литературный салон.
"Максим Богданович знал Горького с раннего детства. Его литературные интересы и пристрастия были отчасти связаны с влиянием Горького", — рассказала заведующая архивом М. Горького Елена Матевосян.
Горький давал маленькому Максиму почитать книги из своей библиотеки. Семьи ходили друг к другу в гости. На литературных обсуждениях гостей семьи Горького присутствовал и Максим Богданович.
Соблазнение по переписке
Переписка между Адамом Богдановичем и Александрой Волжиной, приходившейся сестрой жене Горького, носит особый и сложный для публикации характер.
"Я бы назвала ее перепиской соблазнения. Это переписка между Богдановичем, которому за 40 лет, и Александрой, которой только 18", — отметила Елена Матевосян.
На протяжении всей переписки она в него не влюблена. Богданович ей нравится как человек, но остальное не востребовано еще в ее душе. Богданович в переписке идет на всяческие ухищрения и даже цитирует Шиллера.
"Я люблю тебя всю, твою душу, но и тело, понимаешь ли, солнышко? Ты для меня единая и неразделимая. О, если бы ты так меня любила!.. Солнышко, ведь я плакал над твоим письмом, плакал, говорю это, не стыдясь. Солнышко, я не хочу ангельской любви, когда мы будем ангелами, мы будем любить по-ангельски, а теперь я человеческое существо и душой, и телом, и желаю любви настоящей, человеческой, а не какой-то благочестивой фальсификации", — писал Адам Богданович в адрес Александры.
"Он вел тяжелую и подробную обработку Александры, и она увенчалась успехом", — добавила заведующая архивом Горького.
Семья Александры Волжиной не была довольна этим выбором и предстоящим браком из-за разницы в возрасте. На плечи Александры должно было лечь воспитание детей Богдановича. История закончилась трагической смертью при родах, а мальчика назвали в честь мамы Шурой.
Многие считали, что Адам Богданович погубил Александру, так как у нее было слабое сердце и с ребенком необходимо было подождать два года.
"Это бытовое восприятие и попытка примерить ситуацию на себя. Семьи Богдановичей, Волжиных были верующими и воспитанными. Никто никого ни в чем не винил", — подчеркнула специалист по архивам Горького.
Горький во всем помогал Богдановичу
Сейчас архив переписки двух выдающихся людей состоит из 42 писем Богдановича в адрес Горького и 19 его ответов. Самыми значимыми письмами специалисты выделяют всего девять. В отличие от переписки Богдановича с будущей супругой Александрой, они частично публиковались.
По мнению Елены Матевосян, наиболее важными были письма с просьбами самого разного характера, которые адресовал Богданович своему старинному другу.
Так, Богданович просил помощи в разрешении вопроса с индивидуальной пенсией. В Советском Союзе на нее могли претендовать только люди с высшим образованием, а за плечами у Богдановича было только Несвижское училище. Горький помог своему другу не только с этим вопросом, он часто через своего секретаря передавал Богдановичу и деньги, в которых тот остро нуждался.
"Язык этой переписки великолепный, но свойский", — добавила Елена Матевосян.
Горький спас Богдановича от репрессий
Максим Богданович отправлял свои произведения Горькому. После того как поэт умер, Адам Богданович стал собирать архив о нем, но что-то из-за войны было утрачено, а что-то погибло на пожаре.
"Сейчас по поводу одной жертвы – моего Максима – сейчас делаю скучнейшее дело, выписываю его статьи из ярославского "Голоса" для Института белорусской литературы. Работа гробокопательская. Между прочим, Максим в 13-14 лет писал Вам и, кажется, послал Вам книжку своих стихов. Не сохранились ли у Вас его письма?… Белорусы были бы весьма обрадованы", — писал Богданович о просьбе Горькому.
К большому сожалению, этот эпизод из истории белорусской и русской литературы остался белым пятном. Возможно, в будущем удастся отыскать пропавшую переписку.
Дарья Московская вспомнила, что в советские годы многие деятели культуры и литературы пострадали, не стал исключением и Адам Богданович.
В письме от 24 июня 1931 года Богданович описал свое незавидное положение в Ярославле: "среди других музейцев был арестован и привлечен к следствию местным отделом ГПУ. Я попал в общую массу интеллигенции, заподозренной в своей доброкачественности".
Хотя в "Википедии" пишут, что Богданович был освобожден в 1932 году, это не так. Стараниями Максима Горького после получения письма Богдановича освобождают из-под стражи.
После этого в его жизни и наступает тот самый сложный период, когда он вынужден постоянно просить о помощи и деньгах Горького, который, благо, ему не отказывал.
Дарья Московская особо отметила, что в этом году ЮНЕСКО включила имя Максима Горького в календарь памятных дат: 28 марта всемирно известному русскому классику исполняется 150 лет.
В этой связи Институт мировой литературы в Москве и Литературный музей Максима Богдановича в Минске при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства реализуют гуманитарный проект "Горький и Богдановичи".
По ее словам, книга увидит свет уже в этом году. Это уникальный для наших стран проект, так как архивы Беларуси и России в издании этой фундаментальной работы дополняют друг друга.
"Особенно интересно будет российским ученым познакомиться с черновиками писем Адама Богдановича в адрес Горького и черновиками его воспоминаний. Черновики всегда интересны тем, что зачастую содержат ту информацию, которая неизвестна остальным. Там могут быть совершенно другие акценты", — резюмировала Дарья Московская.