Каждый самостоятельный выезд в город для молодого водителя — это огромный стресс. Не потому что он двоечник и плохо учился в автошколе — даже успешная сдача теории, "площадки" и "города" с первого раза не гарантирует, что он к этому готов. Но все с чего-то начинают. Поэтому, сжав зубы и взяв нервы в кулак, он отважно отправляется в путь, чтобы наработать тот самый пресловутый стаж вождения, который через два года позволит ему снять наклейку "70" — "красную тряпку" для некоторых "опытных водителей" — и стать полноценным участником дорожного движения.
Сдал — не значит готов
Пока ты учишься в автошколе, сдаешь бесконечные тесты и катаешься по городу с инструктором, кажется, что самое страшное — это экзамен в ГАИ. Для большинства стажеров это некая химера, о которой ничего не известно. На все вопросы об экзамене инструкторы обычно отвечают: "Придешь сдавать — увидишь". И это пугает больше всего.
Этот страх, наверное, самое большое заблуждение молодого водителя. После экзамена ты понимаешь, что бояться было нечего, и сам смеешься над тем, как от волнения потели ладошки. Хотя смешного, на самом деле, мало.
Самое страшное начинается тогда, когда ты понимаешь, что в автошколе тебя готовили к экзамену, а не к реальной жизни. Это главный огрех нынешней системы обучения, в которой очевиден перекос в сторону теории — 170 часов против 50 часов вождения. Кто-то скажет: раньше практических занятий было и того меньше. Возможно. Однако даже 50 часов не хватает, чтобы уверенно почувствовать себя на дороге.
Выживет сильнейший
Но дело не только во времени. А в том, что рядом сидит инструктор, который заинтересован, чтобы ты сдал внутренний экзамен в автошколе и, если повезет, в ГАИ, а не в том, чтобы ты через какое-то время появился на дороге. Поэтому он постоянно подсказывает, что делать, принимает решения за тебя — никакой самостоятельности. В итоге, садясь за руль своей машины, ты непроизвольно ждешь, что кто-то подскажет и поможет. Ведь так было всегда. И очень сложно убрать этот рефлекс, выработанный за несколько месяцев обучения.
Отдельного внимания заслуживает вождение на автодроме. За пять занятий ученик должен до автоматизма отработать разные виды парковки, "змейку", "тещин дворик" и заезд на эстакаду. И если с последними тремя пунктами в дальнейшем не возникает никаких проблем, то с парковкой они очевидны. Каждый мой одногруппник, который получил права, признается, что прилично припарковаться в городе сначала просто невозможно. Вместо стоек, обозначающих парковочное место, вокруг другие машины, которые можно повредить при одном неловком движении.
И тут есть два варианта развития событий: кто-то решает, что вождение не для него и бросает это дело, а кто-то, как те мыши, плачет, колется, но продолжает грызть кактус. Можно сказать, это естественный отбор: на дороге выживет только сильнейший. Но к чему это? Кажется, для того чтобы отбить у молодого водителя желание водить машину. Кто знает, захочется ли мне появиться на дороге снова после того, как меня обсигналит или подрежет очередной "опытный водитель", желающий "научить".
Проклятие "70"
Те, кто не первый год за рулем, часто в шутку называют молодых водителей "сектой семидесятников" и говорят, что у них свои правила: они еще ездят по ПДД, а не по дорогам. Если нет проблем с самоиронией, молодой водитель с этим соглашается, но временами страдает от своей "правильности".
Большинство опытных водителей лояльно относятся к "семидесятникам". Где-то пропустят, где-то спокойно объедут. Никто ведь не смеется над ребенком, который только научился ходить. И уж тем более никто не начинает его прессовать, потому что он ходит медленнее, чем хотелось бы, и неуверенно.
Но, к сожалению, неадекватов на дороге, как и в жизни, хватает. "Крутой" водитель видит знак "70" на борту и реагирует на него, как бык на красную тряпку. Его не устраивает скорость 60 километров в час в городе вместо 69, за которые еще не штрафуют, его раздражают маневры молодого водителя, да и просто он сам. Он хочет "научить": подпирает сзади, не держа дистанцию, совершает резкие перестроения без "поворотников" или намеренно подрезает. Мол, я тебе сейчас покажу Кузькину мать. А ты испытываешь дополнительный стресс, смотришь на это все и видишь другое — недисциплинированного и потенциально опасного для всех участников дорожного движения психопата. И обещаешь себе никогда таким не стать.
Ведь если каждый водитель будет помнить, как он сам начинал, и будет уважительно относиться к новичкам, им станет немного проще: уже не будет так учащенно биться сердце, перестанут потеть ладошки, и быстрее появится чувство уверенности.