В четверг двумя спринтерскими гонками в Холменколлене откроется восьмой и предпоследний в сезоне-2017/2018 этап Кубка мира по биатлону. Соревновательная программа, также включающая в себя эстафеты и гонки преследования, имеет множество любопытных подоплек, в том числе для белорусских болельщиков.
Так, в субботу 17 марта впервые после триумфа в олимпийском Пхенчхане мы вновь увидим в состязательном деле нашу "золотую" женскую эстафетную команду. Причем многое говорит о том, что ее состав окажется тем же, что триумфально выступил на трассе и стрельбище "Альпензии" — Скардино, Кривко, Алимбекова и Домрачева. Если, конечно, не случится какого-нибудь форс-мажора.
О самом дорогом воспоминании
— Разумеется, вечер эстафеты затмил все другие олимпийские впечатления. Эта победа — не просто победа. Огромная редкость, а значит, и ценность. Конечно, мне хочется верить, что для белорусской сборной в Пхенчхане зародилась добрая традиция, но, во-первых, вы же сами понимаете, как много сильных команд всегда стремятся первенствовать в эстафете, а во-вторых, лично для меня Белые игры-2018, скорее всего, последние в тренерской карьере. Мне уже много лет — это такой же объективный факт, как и тот, что я очень рад, что приложил свои знания и эмоции к подготовке квартета олимпийских чемпионок. Поверьте, это прекрасные ощущения! Я даже полюбил "Альпензию" и тамошнюю метеорологию, хотя и сомневаюсь, что элитный биатлон туда вскоре вернется.
Что же касается своего тезиса о "последней Олимпиаде", то отказываться от него не собираюсь. Впрочем, ни в чем категорически не зарекаюсь, беря пример с Нади Скардино, которая проводит лучший сезон в карьере. Поживем — увидим.
И вот, например, что мы увидели уже после Пхенчхана? Для многих наш олимпийский триумф стал сюрпризом, о чем такие эксперты не стеснялись говорить вслух и громко. Однако, на наш с Федором Свободой взгляд, никакой особенной сенсации не случилось. Как доказательство — этап Кубка мира в финском Контиолахти.
Вот скажите: может ли команда, чьи три лучшие биатлонистки в спринте занимают места в "пятнашке", а в масс-старте — в десятке лучших, претендовать на призовой успех в эстафете? Ответ очевиден и однозначен: да. А если спортсменкам удастся проявить волевые качества, так и первое место — отнюдь не фантастический вариант.
О вечере после эстафеты
— Главное, что мы простились с напряжением, которое всегда свойственно Олимпиадам. Понимали, что сделали свое дело, причем сделали его хорошо, и получали удовольствие от смакования нюансов гонки. В такие вечера вполне позволительно быть не очень скромным, тем более что это было наше внутреннее мероприятие. Да и многое было не столько в словах, сколько во взглядах. Допустим, смотрел на Алимбекову и думал, что мы с Федором проделали отличную работу, сделав Динару полноправным членом эстафетного квартета.
А вот речи, услышь их посторонний, показались бы парадом сумбура. Но главное, нам было понятно, какие высокие смыслы, и какой упорный труд кроется за обменом реплик! "Надя, а помнишь, как ты подходила?" — "Ира, ну а ты как сумела так здорово справиться?" — "Ой, думала, что не догоню!" — "Не верила, что ухожу первая".
В таком ключе. Это был замечательный вечер. Лучший в моей тренерской карьере. Все счастливые, все гордые. Даже Надя Писарева. Ее определенную грусть можно было понять, но она член семьи, и ей было радостно за подруг и тренеров.
А ведь какими трудными были все первые десять олимпийских дней! В первую очередь, заставляли нервничать погодные условия. Ветер, ветер, ветер! При таких сильных и непредсказуемых порывах всегда опасаешься неверной реакции спортсменок. И мы вначале ошибались. Но в итоге — приноровились, адаптировались! Дарье удалось это первой, за ней расшифровали корейскую погоду и остальные. Ведь получилось так, что в корейских условиях мы провели настоящий тренировочный сбор с соревновательной практикой. Эффективный сбор.
Об олимпийских чемпионках
— Я, конечно, попробую "вкратце охарактеризовать чемпионок", хотя для меня это непросто. Смущает требование "вкратце". Но давайте посмотрим, как получится, согласны?
Скардино — уникальная спортсменка, снайпер, лучшая в Кубке мира по точности стрельбы. Но ведь после того, как ей пришлось поменять глаз, которым она целится, Надя была вынуждена вновь учиться реализовывать на практике все свои ментальные и профессиональные таланты. И волей-неволей она сейчас дольше задерживается на огневых рубежах.
Представляете, как это трудно принять психологически? Заставлять себя работать в своем ритме, дающем позитивный результат, не обращая внимания, как соперницы срываются с соседних ковриков? Но Надя справилась, ей удается концентрироваться на собственных мишенях. Как итог — выигрыш Малого хрустального глобуса, первая победа в Кубке мира, золото Олимпиады!
Кто бы в это поверил несколько лет назад? Сейчас это факт. Скардино сильна в борьбе с собственными слабостями — ценнейшее качество.
То же самое касается Иры Кривко, которая три года назад просто боялась крутых спусков на трассах. Тормозила, "плужила". Но и она превозмогла свой страх и сегодня находится на пути в элиту. Я ее вижу в числе топ-10 и говорю это смело, не боясь сглазить. А топ-10 — это нормальные медальные шансы в каждой гонке.
Алимбекова доказала, что спорт и сегодня не лишен сказочной подоплеки. Но только при условии, если крепко стоишь на земле и много, правильно работаешь. Ее успех вообще очень ценен для белорусского, да и для мирового биатлона. Динара — пример для тех, кто готовится дерзать: все возможно! Обязательно появится больше желающих заниматься нашим видом спорта. В Пхенчхане Алимбекова сумела воспользоваться незагруженностью своей психики. Молодость тоже имеет свои плюсы, порою компенсирующие неопытность. Она не боялась. Это было главное.
Домрачева — сильнейшая и лучшая! Совершенно точно. С такими людьми, как Дарья, приятно работать и общаться. Если она решит продолжить карьеру, то вторая виктория в Кубке мира — реальная, достижимая цель. Но тут сразу необходимо видеть трудности. В том числе, в расписании сезона-2018/2019. Есть ведь домашний чемпионат Европы в Раубичах. Если участвовать в нем, то надо пропускать североамериканские этапы Кубка мира…
О будущем
— Не буду говорить о том, что я предполагаю в отношении планов Домрачевой и Скардино. У меня уже есть свои ощущения, но ни Дарья, ни Надя ничего конкретного по этому поводу еще не сказали. А мы с Федором не спрашиваем их об этом каждый день! Это должно быть взвешенное, хорошо обдуманное решение. И одна из задач на Осло и Тюмень — как раз таки расставить точки над "i". Немного потерпите и все узнаете.
А я сам… Меня дома встретили, как чемпиона! За праздничным ужином в мою честь собралась вся семья. Дамы пили шампанское, мужчины — пиво. Мы же, австрийцы, любим этот напиток. Кроме того, я нынче номинирован в конкурсе региона Зальцбурга на лучшего тренера сезона. У нас это почетно. Даже вхождение в тройку претендентов — большой успех. Так что продолжаю получать дивиденды от Олимпиады. Все в конкурсе определится в начале апреля. Одним из соперников является мой сосед — очень хороший горнолыжный тренер, работающий со сборной Германии. Но если выиграю, то передам приз Федору Свободе. Обязательно.
Но сейчас на повестке дня гонки в Холменколлене и Тюмени, потом посещу чемпионат мира среди военнослужащих — для немцев и австрийцев традиционно очень важный турнир. А потом… Сяду в кресло под уютным торшером с красивым абажуром, закурю сигару и буду звонить Федору, спрашивая: "Как дела?"
А если серьезно, то давайте тему следующего сезона обсудим по факту завершения текущего. У нас еще гонки!