Система образования всегда занимает умы политиков. Поле для экспериментов здесь безгранично.
Лично меня новость об объединении химии и физики в один предмет для преподавания в школе на Украине развеселила. Можно пошутить, но в пределах здравого смысла. Называться он будет "естественные науки", а в рамках его будут "излагаться идеи астрономии, биологии, географии и даже экономики". Вот так! В школе принято вообще-то учить, а не излагать идеи, и учить конкретные предметы по конкретным программам. Школа является основой для получения образования и профессии. Идеи не преподаются по той простой причине, что на то они и идеи — сегодня одна, завтра вторая. Основой любой науки является причинно-следственная связь — одно вытекает из другого. Сегодня вузовские курсы по сложным техническим специальностям предусматривают от трех до восьми предметов, основывающихся на химии и физике, то же самое происходит и с математикой.
Почему бы по такому принципу не объединить литературу, историю в общий предмет и назвать его "гуманитарные дисциплины". Физкультуру, трудовое обучение (если оно есть), черчение объединить в один предмет и назвать его "познай соль жизни". Одним словом, повод для творчества дан.
А если серьезно, все это грустно. Грустно потому, что дурной пример заразителен. На вопросах образования кто-то попытается, надеюсь, безуспешно, сделать политическую карьеру под лозунгом заботы о будущем наших детей.
Что будет потом? Инициаторы подобных новшеств об этом не задумываются. Результаты "экспериментов" будут за пределами их политической карьеры. Посчитаем: школа — 11 или 12 лет, университет — 5 лет. Итого, более пятнадцати лет, добавим к этому адаптацию 3-5 лет для любого молодого специалиста. "Новация" проявит себя через двадцать лет.
Давайте подобные намерения наших соседей и не только их воспринимать как юмор и учиться на чужих ошибках и не пытаться не только повторить, но и подумать о подобных глупостях. Есть одна отрасль, в которой ошибаться нельзя — система образования. Как нельзя в ней и торопиться с нововведениями. Это тот случай, когда консерватизм не только полезен, но и спасителен. В противном случае можно получить выпускников школ, про которых в народе говорят: "три класса с коридором за мешок картошки с братом пополам".
Все это новшество я бы назвал "Назад к Лавуазье!" Был такой великий французский естествоиспытатель, которого считают основателем современной химии.