В Беларуси готовятся к принятию ряда изменений в национальное законодательство по вопросам проведения массовых мероприятий. При этом основной новацией является введение уведомительного порядка организации такого рода акций. На корректировке белорусского законодательства в этой сфере долгое время настаивали ЕС и США, представители которых обвиняли Минск в нарушении прав человека в области свободы собраний.
Возникает вопрос: как далеко по пути либерализации законодательства планируют зайти белорусские власти и не станет ли "демократизация" спусковым крючком политического кризиса, как это произошло у соседей на Украине?
Зачем менять закон?
В самом деле, законодательство в этой сфере давно нуждалось в корректировке, так как действующие на настоящем этапе нормы были приняты еще в далеком 1997 году. Между тем время не стоит на месте, а область применения закона "О массовых мероприятиях" достаточно широкая. Ведь под определением "массовые мероприятия" понимаются не только акции общественно-политического толка, но также "иные массовые мероприятия", к которым относятся культурно-зрелищные, спортивные, публичные религиозные события.
Более того, исследование сложившейся правоприменительной практики на местах выявило, что в Минске, Гомельской и Гродненской областях местные власти рассматривают проведение рекламных акций и съемок кинофильмов в контексте законодательства о массовых мероприятиях и выдают соответствующие разрешения по процедуре, что серьезно усложняет жизнь как чиновникам, так и организаторам акций.
Если говорить о мероприятиях общественно-политического содержания, то с 2010 года в период проведения избирательных кампаний, в соответствии с нормами Избирательного кодекса, в стране действовал уведомительный порядок в отношении такого рода акций, проводимых кандидатами и их доверенными лицами. В принципе, можно считать, что это было своего рода "тестирование" на предмет возможности введения подобной практики на постоянной основе.
При этом если отталкиваться от опыта шести избирательных кампаний, прошедших в 2010-2018 годах, то количество выявленных нарушений общественного порядка (за исключением кампании по выборам президента в 2010 году) было незначительным, а значит, этот "тест" на культуру массовых политических собраний Беларусь прошла успешно.
Как соблюсти баланс?
Однако здесь возникает другой вопрос: как соблюсти баланс между демократическими свободами и интересами общественной безопасности?
С учетом негативного опыта Украины, других государств, да и фактов из новейшей истории Беларуси представляется важным оставить за местными властями право наложения вето на проведение мероприятия по ряду предусмотренных законом оснований.
Не стоит жить в розовых очках и представлять Беларусь в виде островка абсолютной стабильности в бушующем море мировых страстей. Действительно, политическая обстановка в нашей стране в значительной мере более спокойная, чем в большинстве других государств планеты, однако это не значит, что в Беларуси нет радикальных политических организаций, террористических и экстремистских группировок.
К сожалению, за годы суверенитета белорусское общество уже не раз сталкивалось с вызовами массовых беспорядков, попытками "цветных революций", террористическими актами. Поэтому "экономика должна быть экономной", а демократия — управляемой, тем более что западные государства, презентующие себя в качестве эталона демократии, отнюдь не стесняются сохранять некоторые административные барьеры в собственном законодательстве.
Поэтому и в проекте белорусского закона сохраняются определенные ограничения, которые не позволят использовать упрощенный порядок проведения массовых мероприятий в экстремистских целях.
Во-первых, соответствующее уведомление с указанием формата мероприятия необходимо будет подать в орган местной исполнительной власти не позднее чем за десять дней до предполагаемой даты проведения, что позволит сотрудникам правоохранительных органов подготовиться к выполнению своих обязанностей по поддержанию общественного порядка.
Во-вторых, действие уведомительного порядка согласования распространяется только на те места, которые специально определены для проведения массовых мероприятий, а во всех других случаях сохраняется прежний разрешительный порядок.
А в-третьих, "при наличии информации о возникновении опасности для жизни и здоровья граждан" организация и проведение любого массового мероприятия подлежат прекращению по требованию местной администрации и органов внутренних дел. Также по решению исполкома и по согласованию с организаторами возможны изменения формата акции, маршрута и места проведения.
Кроме того, организаторами не смогут выступать лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за преступления против общественной безопасности и нравственности, против государства и порядка осуществления власти и управления. Также законом устанавливается перечень предметов, запрещенных к проносу в места проведения массовых мероприятий, в числе которых "предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия", пиротехника (в том числе самодельная), алкогольные напитки и пр.
Для обеспечения безопасности журналистов, в том числе сотрудничающих с различными интернет-изданиями, предусмотрена их обязанность иметь при себе удостоверение личности, служебное удостоверение журналиста, а также "ясно видимый отличительный знак представителя СМИ" (например, бейдж, нарукавную повязку, жилет и пр.).
Очевидно, что с одной стороны белорусские законодатели продвинулись в вопросе снятия административных барьеров по процедуре согласования проведения массовых мероприятий, а с другой — усилили контроль в сфере обеспечения безопасности. То есть организовать и провести мирную массовую акцию станет легче, а вот использовать политическое собрание в экстремистских целях будет непросто.
Конечно, новое законодательство, как и прежнее, никак не сможет сдержать те круги, целью которых является не политическая борьба, а умышленная дестабилизация обстановки, однако здесь в действие вступает уже не закон "О массовых мероприятиях", а Уголовный кодекс Республики Беларусь.