Музей, посвященный авиаконструктору Павлу Сухому, появился в Глубоком 33 года назад, в 1985 году. Его открыли в средней школе №1. К тому моменту самого Сухого уже десять лет как не было в живых. Талантливый авиаконструктор, мировая звезда — а на родине о нем при жизни публично не вспоминали. Когда говорили о его корнях, то чаще упоминали Гомель, где он учился в гимназии и впервые увидел полет аэроплана, за штурвалом которого сидел легендарный Сергей Уточкин.
В 1985-м школьный учитель истории Тереза Эдуардовна Рабизо решила исправить эту несправедливость — в конце концов родился легендарный авиаконструктор именно в Глубоком. С тех пор, сменяя друг друга, поколения школьников ищут информацию, добывают фото, записывают воспоминания — в общем, собирают свою историю большого человека, который умел придумывать революционные для своего времени самолеты.
Ценные экспонаты
90-летие со дня рождения Павла Осиповича Сухого праздновали в 1985-м. К этой дате и приурочили открытие музея. Первые экспонаты и первые истории в музее появились благодаря родным авиаконструктора. В открытых источниках о Сухом в то время было немного информации. Все-таки авиастроение — секретная сфера.
Хотя о малой родине он, похоже, вспоминал. Когда в 2012 году нынешний руководитель музея Наталья Рабизо оказалась в московской квартире Сухого, то заметила на столе фотографию — это был старый панорамный снимок Глубокого.
"Копию, увы, не сделала. Растерялась", — признается Наталья Александровна.
Дом, где жила семья в Глубоком, не сохранился. Сохранилась церковь, где крестили Павла, и дом, где размещалось народное училище. Отец знаменитого авиаконструктора был первым светским учителем в местечке.
"У нас сохранилась благодарность за хорошую работу учителю Осипу Андреевичу и благодарность жене учителя за обучение девочек шитью и рукоделию", — рассказывает юный экскурсовод из 6-го класса Юлия Константинова.
Есть свидетельства, что Осип Андреевич пользовался в местечке большим уважением. А еще известно, что семья была большой (у Сухих было пятеро детей), дружной и набожной, чтила православные традиции. В Глубоком уверены, что христианские традиции повлияли на подход Павла Сухого к делу.
"Потому что он работал над системой безопасности летчиков. Он создал катапультное кресло, систему спасения летчиков во время катастрофы. Он был первым авиаконструктором, который создавал систему безопасности летчиков. Катапультное кресло, которое есть у нас в экспозиции — это авторская работа Павла Сухого. И это подарок Барановичского авиаремонтного завода", — рассказывает руководитель музея Наталья Рабизо.
Катапультное кресло и пульт управления истребителя Су-17 — одни из самых популярных у туристов экспонатов. А сам самолет стоит на въезде в город.
"Их передали в 1996 году, когда праздновался 101 год со дня рождения Павла Осиповича Сухого, поэтому на самолете цифры 101. Это тоже подарок Барановичского авиаремонтного завода. Пульт управления и самолет", — рассказывает Наталья Александровна.
Молчун Сухой
Историю Сухого юные экскурсоводы разбили на периоды. У каждого свой — первые годы жизни в Глубоком, переезд семьи в Гомель, где Павел окончил гимназию практически "на отлично", с двумя четверками — по латыни и немецкому.
Там же 15-летний Павел впервые увидел аэроплан — в Гомель с демонстрационными полетами приехал легендарный пилот Сергей Уточкин. Тогда-то, судя по всему, Сухой и "заболел" авиацией.
Путь в авиаконструкторы оказался непростым. Первая попытка поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве — единственное место, где в то время изучали воздухоплавание — провалилась. Родственник побоялся отдать в приемную комиссию оригиналы документов, отнес копии. В итоге к вступительным экзаменам Павла Сухого не допустили.
Он поступил через год, но доучиться не успел: сначала его призвали на фронт — шла Первая мировая, потом случилась революция. Он вернулся в Гомель к родителям и несколько лет вынужден был проработать учителем математики.
"По воспоминаниям его родственников, ему не особенно нравилось работать учителем. Потому что у него была конкретная мечта стать авиаконструктором, поэтому, как только московское высшее военно-техническое училище было снова открыто, он поехал учиться туда. В 1925 году он оканчивает и получает диплом инженера-механика. И так начинается его взлет", — говорит Наталья Александровна.
Первые рекорды — дальние перелеты, многочисленные подвиги, совершенные в войну на самолетах Сухого. Факты и цифры отскакивают у юных экскурсоводов без запинки. После вопроса: "А что он был за человек, каким его представляете?" — сначала тушуются, а потом начинают рассуждать.
"Он, не торопившись, сделал многое. Он долго работал над каждым аппаратом, чтобы из него сделать хороший аппарат. Всего ведь было сделано 50 видов самолетов, но каждый из них по-своему был лучшим", — рассказывает восьмиклассник Никита Грицкевич.
Экскурсоводы вспоминают, что конструктор много болел, но это не мешало их земляку ни работать, ни придумывать, опережая время. Ведь многие технические решения на самолетах Сухого были обкатаны впервые.
"Он действительно часто болел. И вся его жизнь — уже подвиг. Он, будучи гимназистом, переболел дизентерией, а затем, в годы Первой мировой войны, скарлатиной и тифом. Поэтому через всю жизнь он пронес строжайшее к себе отношение — в плане еды и физической формы. Ведь все эти болезни дали о себе знать. Он стал молчуном, потому что у него пострадали голосовые связки. А меня еще впечатлила его кристальная честность. Родные рассказывали, что, когда он однажды в рабочее время вынужден был сходить к врачу, потребовал у секретаря исключить эти два часа из оплаты. Он же отсутствовал, не работал… Меня это вдохновило", — добавляет Наталья Александровна.
Из экскурсоводов… в историки
Нынешним школьникам по-прежнему интересен Сухой. Они начинают штурмовать музей чуть ли не с третьего класса. Приходят, втягиваются и потом водят группы вплоть до выпуска из школы.
В школьном музее разработано несколько экскурсий — собственно по музею и большой почти трехчасовой маршрут с посещением мест, связанных в городе с Сухим.
"Они же не только экскурсоводы, но и исследователи. Участвуют в конкурсах и всегда отмечаются дипломами, побеждают", — признается руководитель музея.
На вопрос, что же для них интересного в этой истории, школьники удивляются: ну как же, это наш земляк. Впрочем, пойти по его стопам из нынешних экскурсоводов никто не рискует. Хотя в конце 80-х, признается Наталья Александровна, мальчишки штурмовали Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище.
А вот в историки идут по-прежнему.
"Историков много. 46 историков за 33 года. Даже недавнее поколение экскурсоводов тоже выбирало исторический факультет. А насчет летных специальностей — вы же понимаете — там требуется особая группа здоровья", — объясняет Наталья Рабизо.
В ближайших планах музея — новые исследовательские проекты и расширение экспозиции. Идут переговоры с Минобороны о передаче в Глубокое еще двух самолетов Су — бомбардировщика Су-24 и многоцелевого истребителя Су-27.
"Где они будут стоять, пока обсуждается. На территории школы места маловато. Наверное, где-то поблизости. Но мы с нетерпением ожидаем появления этих дополнительных экскурсионных объектов", — призналась Наталья Александровна.