Контролеры в столичном транспорте с недавних пор работают без жилетов, по которым их так привыкли вычислять "зайцы". Корреспондент Sputnik Валерия Берекчиян узнала у контрольно-ревизорской службы "Минсктранса" и пассажиров, привело ли новшество к каким-то изменениям.
Минсктранс: привлекли в 7,4 раза больше безбилетников
"Уровень дохода по "Минсктрансу" возрос в январе 2018 года по отношению к январю 2017-го на 16%. Повлиял на это комплекс мер, направленных на наведение порядка в общественном транспорте: отказ контролеров от жилетов, появление у них видеорегистраторов, использование которых дисциплинирует как пассажиров, так и самих контролеров", — рассказал Sputnik начальник контрольно-ревизорской службы Юрий Давидович.
Вместе с контролерами теперь работают дружинники (работники предприятия "Минсктранс"), которые следят за общественным порядком, а при необходимости помогают доставить нарушителя в отделение милиции, предупреждают нередкие случаи ругани и драк.
"Контролирующих лиц стало больше, если сравнивать с прошлым годом — примерно на 150 человек. Это тоже повлияло на увеличение количества пассажиров без билетов, привлеченных к административной ответственности: в 2018 году таковых больше в 7,4 раза", — пояснил Давидович.
Нередко недовольные безбилетники возмущаются тем, что на остановках контролеры прячут бейджи и прочую "экипировку". По словам Давидовича, инструкции этого не запрещают.
"Прописано, что во время осуществления функций контроля у контролера поверх одежды должен быть бейдж и видеорегистратор. В обычной гражданской одежде он имеет право находиться на остановочном пункте и входить в транспорт, а после — должен надевать поверх одежды бейдж и видеорегистратор, чтобы все было зафиксировано, блокировать систему и идти проверять", — уточнил начальник контрольно-ревизорской службы.
Подобная практика давно актуальна во многих европейских странах. Однако, по мнению Юрия Давидовича, помимо взгляда на запад нововведения в Минске спровоцировала простая необходимость.
"В свое время большой проблемой были мошенники, которые представлялись контролерами. Чтобы искоренить такие случаи, были введены жилеты со светоотражающими полосами. Пассажиры начали пользоваться этим и высматривать контролеров на остановках, система оплаты проезда и контроля надломилась. Не спас и отказ от светоотражающих полос: безбилетники просто стали смотреть внимательнее. К отказу от жилетов мы пришли опытным путем", — рассказал он.
Люди о контролерах без жилетов
Корреспондент Sputnik выяснила у минчан, что они думают насчет нового вида контроллеров. Нововведение было воспринято по-разному. Одни пообещали "спрятать заячьи уши под шапку", другие возмутились: дескать, денег на жизнь не хватает, а тут еще за талон без конца плати, да и за что? Сервис оставляет желать лучшего.
"Стоимость проезда за 7 лет выросла более чем в 7 раз, качество услуг "Минсктранса" осталось таким же. Наладьте движение транспорта по графику, увольте водителей, закрывающих двери перед носом или вовсе не открывающих их по приезде на остановку, понизьте стоимость в три раза — тогда люди с удовольствием будут платить адекватные деньги за качественный сервис", — эмоционально высказался мужчина, не пожелавший представиться.
Пожилая женщина интеллигентного вида тут же парировала: "Вы же не берете бесплатно товары в магазине, почему вас кто-то должен возить бесплатно?"
Нашлись и сочувствующие контролерам.
"Без доплаты за "зайцев" у них зарплата — 250 рублей. Жилеты убрали не от нехватки, а чтобы побольше словить! Очки дома забыл, бейджик не рассмотрел — и цап-царап! Все зависит от человека: знаю людей, которые принципиально не платят и которые принципиально платят даже за одну остановку. Скажу честно, за одну остановку я не плачу. Если больше — всегда", — рассказал мужчина средних лет. И добавил, что такая осведомленность о доходах контролеров — от того, что сам пытался туда устроиться.
Минчанка Вера Половинкина рассказала Sputnik, что отмену формы у контролеров встретила совершенно спокойно, поскольку всегда оплачивает проезд.
"Во-первых, хочется ехать спокойно, а не высматривать на остановке контролеров. Во-вторых, до работы от дома ехать далеко, проверяют иногда 3-4 раза за дорогу — денег на штрафы не наберешься. Ну и в-третьих, езжу я с детьми через школу, так что просто стыдно будет, если меня, маму, будут отчитывать и выводить из транспорта. Родители все-таки должны быть примером для детей. Кстати, мой старший сын тоже всегда покупает билеты, а летом на велосипед пересаживается, чтобы экономить", — поделилась она.
Алине Протосовицкой-Гугушвили ездить "зайцем" не позволяет совесть: по мнению собеседницы Sputnik, количество контролеров в общественном транспорте даже стоит увеличить.
"Я оплачиваю проезд в общественном транспорте с 16 лет, и за всю жизнь заплатила штраф всего дважды, и то потому, что просто не успела пробить талон. Я живу в двух остановках от станции метро "Петровщина" и каждый день вижу, как люди массово не оплачивают проезд, в то время как мы с мужем покупаем проездные на все виды транспорта, отдавая 100 рублей каждый месяц. Просто обидно становится, так что я за то, чтобы в транспорте было больше контролеров", — считает она.
У минчанина Сергея Пошпарина мнение противоположное.
"Проезд я практически не оплачиваю: обычно стою возле компостера с талоном и смотрю на людей на остановках. Когда не успеваю, говорю, что только зашел в транспорт, обычно максимум высаживают. Контролеры и без жилетов из толпы выделяются, если присмотреться, да и бейджики у них висят. А за что платить? В европейских странах все для людей, у нас же в час-пик в автобус не зайти — все, как кильки в банке, а летом — жара, как в бане. Если уж на то пошло, проще турникеты установить, и "зайцы" исчезнут сразу, зачем платить контролерам?" — возмутился он в беседе с корреспондентом Sputnik.
Когда контролеры сняли жилеты
Чиновники анонсировали отказ контролеров от жилетов еще в марте минувшего года. Представители "Минсктранса" аргументировали такой шаг опытом коллег из многих европейских стран.
Первыми в июле 2017 года от формы избавились контролеры троллейбусов и трамваев. Позже "Минсктранс" ходатайствовал об изменениях в законодательстве об автомобильном транспорте, и с 23 января 2018 года контролеры в автобусах также не носят жилеты.
Если вы опасаетесь мошенников, которые под видом контролеров могут "работать" в общественном транспорте — не стесняйтесь спросить удостоверение. Сотрудники "Минсктранса" не могу вам в этом отказать. К тому же, все столичные ревизоры получили видеорегистраторы для ведения записи.
Несмотря на то, что в Минск пришли самые сильные морозы за зиму, контролеры работают в привычном режиме: транспорт ходит, а значит, его необходимо проверять, пояснили представители Минсктранса.