ГРОДНО, 26 фев — Sputnik, Инна Гришук. Частные перевозчики, которые возят пассажиров из Гродно в Минск, объяснили, почему решили продолжить работать. Накануне выходных пассажиры, узнавшие, что работа маршруток может остановиться, умоляли не прекращать работу.
"Мы не могли бросить пассажиров. Это наши постоянные клиенты, люди, которых мы не можем оставить. Было очень много звонков. Все умоляли не отменять маршруты", — рассказала представитель одного из перевозчиков Наталья.
Звонили студенты и их родители, люди, которые планировали ехать в командировки, все, кто регулярно пользуется услугами именно частных перевозчиков. Ведь маршрутов у государственного перевозчика недостаточно, они неудобные, а частники забирают пассажиров по городу утром и развозят вечером, а также время в пути у них меньше.
"Просили не бросать в такой мороз. Мама одного студента плакала в трубку, говорила, что сын учится в Минске, в понедельник утром ему не на чем будет доехать на учебу", — добавляет собеседница.
В итоге владельцы маршруток приняли решение продолжить работать, некоторые внесли небольшие изменения в маршруты. Они уверены, что если перестанут работать, то большинство пассажиров просто не смогут доехать до места назначения. Или будут добираться с большими неудобствами.
Пока маршрутки вне закона
Напомним, что с 26 февраля деятельность большинства частных маршруток, которые возили пассажиров из Гродно в Минск, Брест и райцентры, признана незаконной. Согласно изменениям в законе "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" перевозчики междугородних маршрутов должны заключить договоры с операторами, отправляться в рейс с вокзала и ездить по утвержденному графику и маршруту.
Если "незаконную" маршрутку остановят, водителю и владельцу грозят штрафы. Перевозчикам были направлены письма с предупреждениями об изменениях в законодательстве и о грозящих последствиях. Правда, многие частные перевозчики до сих пор не понимают новую схему работы и ее практический смысл.
По словам собеседницы, большинство владельцев частных маршруток уверены, что выполнить новое требование закона нереально. Хотя бы потому, что на автовокзалах просто не будет столько места, чтобы принять все маршрутки.
"Например, из Минска отправляется огромное количество машин по всем направлениям — областные центры, райцентры, десятки перевозчиков, сотни машин. На минском вокзале около трех десятков платформ. Та же ситуация и в Гродно", — рассуждает собеседница.
Работать через вокзалы — невыгодно
Представители частных перевозчиков уверены: если они уйдут работать через автовокзалы, то через несколько месяцев им придется закрыться.
Как поясняет Наталья, сейчас частные перевозчики выработали оптимальную схему работы, которая позволяет предоставлять качественную услугу по перевозке по доступной цене на билеты.
Главное неудобство работы с автовокзалом — это жесткая привязка к определенному маршруту, отправление и прибытие только на автовокзал. А многие пассажиры привыкли, что частник ведет себя гибче — может забрать с нужной остановки, вечером развезти по нужным районам, у него можно по звонку в удобное время заказать место в маршрутке или отменить его, если внезапно изменились планы.
Также работа через вокзал — это лишние расходы, из-за которых придется повысить стоимость билетов. Есть опасения и другого плана. Многие уверены: после того как частные маршрутки уйдут работать через автовокзалы, государственный монополист объявит среди перевозчиков конкурсы на обслуживание определенных маршрутов.
"И мы более чем уверены, что "Мерседес" 2012 года выпуска, прошедший все техосмотры, отвечающий всем современным требованиям, комфортный для пассажиров, проиграет какой-нибудь старенькой государственной ГАЗели", — отмечает собеседница.
В Лиде маршрутки не работают
Тем временем в Лиде на неопределенный срок приостановилась деятельность фирмы "Лида плюс", которая последние несколько лет занималась междугородними перевозками. Как поясняет представитель перевозчика, в малом городе работать на свой страх и риск, как в тех же Гродно или Минске, сложнее.
"Нам прислали письма из Транспортной инспекции и других органов, в которых разъясняется, что работать теперь нужно только через вокзалы. Иначе будут проверки и штрафы", — поясняют в частной компании.
Как работать через вокзал, лидским перевозчикам никто не разъяснил.
"Неделю назад мы направили письмо на лидский автовокзал с просьбой предоставить информацию о возможности и условиях сотрудничества, но ответа пока не получили. Получается, что включили запретительные меры, а новых условий работы не предоставили", — отмечает представитель перевозчика.
По ее словам, за много лет работы у фирмы появились постоянные клиенты, маршрутки никого не зазывают на вокзалах. Более того, перевозчики работают по белой схеме, платят налоги. Соблюдаются и все нужные требования по перевозке пассажиров — установлены кассовые аппараты, все пассажиры застрахованы, машины регулярно проходят техосмотр, водители соблюдают режим труда и отдыха, регулярно проходят медосмотр и прочее.
Здесь тоже не понимают, почему им нужно работать через вокзал.
"Если владельцы частных маршруток работают сами и дают работу другим водителям, снижают уровень безработицы, то их нужно поддержать, а не запрещать их бизнес. Тем более, мы предоставляем услугу по перевозке, которая нравится людям. Если государство хочет больше контролировать, то усовершенствуйте контроль, а не запрещайте работать", — отметила собеседница.