МИНСК, 20 фев — Sputnik. Вот уже два года крематорий для животных "Свеча Памяти" в деревне Михановичи оказывает услуги по кремации домашних животных. И, как это ни странно, спрос на услугу есть. Может, не такой большой, как хотелось бы, но все же.
Sputnik побывал в крематории и узнал, сколько стоит воспользоваться его услугами и насколько безопасно хранить прах животного в квартире.
Только не скотомогильник
Алексей Мотуз и его дядя решили заняться кремацией животных в 2016 году. А идею ритуального бизнеса для животных подсказала сама жизнь: у дяди умирал кот, и, обзвонив полгорода, они выяснили, что единственный вариант легального захоронения домашнего любимца — в скотомогильнике под Минском.
"Там, образно говоря, есть большой бидон, куда складируются все умершие животные и заливаются кислотой", — рассказывает Алексей.
Тогда дядя Алексея впервые всерьез задумался, что необходимо найти более гуманный способ захоронения домашних животных.
Ведь для Минска это давно уже стало проблемой — в лесах в окрестностях города расположено не одно стихийное кладбище домашних животных, где, невзирая на запрещающие таблички, горожане нелегально хоронят умерших питомцев и даже ставят памятники в меру своих возможностей.
Сейчас в Минске действует несколько крематориев для домашних животных — все они частные, а история создания у всех похожая: когда умер домашний любимец, выяснилось, что, кроме варварского скотомогильника, других легальных путей погребения в городе не предусмотрено.
От собак до хомячков и попугайчиков
В крематории у Алексея хозяин может присутствовать при скорбной процедуре.
"По правилам ветнадзора прах помещается в черный пакет, который передается клиенту. Бывает, что у человека возникают сомнения, мол, останки его ли питомца вернули. Поэтому у нас хозяин может присутствовать во время процедуры", — рассказывает Алексей Мотуз.
В помещении, где происходит кремация, места немного — как раз на семью.
Алексей объясняет процесс: все занимает примерно два часа. Останки сжигаются примерно за час, температура горения в печи — около тысячи градусов, потом им надо остыть. После чего прах может быть выдан хозяину.
В печь крематория может уместиться животное весом до 100 килограммов — то есть собака любой, даже очень крупной породы. Но не отказывают здесь и тем, кто хочет "по-человечески" проститься с более мелким домашним любимцем: приходилось кремировать и хомячков и даже волнистых попугайчиков.
"Чаще привозят, конечно, котов и собак. Иногда такие истории случаешь — просто душа разрывается. Одна женщина кремировала собаку, которая 18 лет у них в семье прожила — рыдали все…" — вспоминает Алексей.
Древо жизни
Прах могут выдать в целлюлозной коробке — такой материал хорошо разлагается в земле. Но некоторые предпочитают хранить останки любимого кота или собаки дома — для этого есть специальные стеклокерамические вазы с собачьей лапой на крышке.
"У многих возникают вопросы, безопасно ли хранить прах дома. На самом деле ничего опасного он не несет. Ведь прах — это просто кальций… Самое обидное, когда прах просто в мусоропровод выбрасывают", — поясняет Алексей Мотуз.
Впрочем, здесь предлагают и экологические способы увековечить память семейного любимца. Например, посадить в память о нем дерево. Семена можно положить в землю вместе с прахом. Вырастает дуб или клен, которые напоминают человеку о питомце, пробуждая в нем теплые чувства.
На западе кремация домашних животных — очень распространенная услуга. У нас же спрос пока не очень высок.
"Многие клиенты, которые приезжают к нам, просто растеряны. Спрашивают, как все будет происходить и что делать с прахом", — признается он.
Услуга кремации, понятно, стоит денег. Общее обслуживание обойдется от 65 рублей, индивидуальное — в 120 и более.
Услугами крематория пользуются не только минчане. Пусть и нечасто, но приезжают клиенты со всех областей республики.
"Мы должны понимать, что мы приучили питомца. Он с нами идет по жизни: и в горести, и в радости. Животное тебя любило, было верным. Нельзя его просто выбрасывать. Кремация, на мой взгляд, — это правильный, гуманный способ прощания с животным", — резюмирует собеседник.