Несгораемый остаток — это зола, пепел. Что бы ни сгорело из того, что вырастает из земли, от всего остается пепел, зола. Потому как ничто не земле не проходит бесследно.
В золе растений содержатся чуть более тридцати элементов, но только шесть из них составляют базовый несгораемый остаток — фосфор, сера, калий, кальций, магний и железо. И самое важное здесь то, что именно эти элементы абсолютно необходимы для правильного развития всего, что растет. Все остальные — постольку-поскольку, но без этих — нельзя. Поэтому пеплом издревле удобряют почву. Особенно там, где выросшие плоды собирают, а почва из-за этого беднеет.
Так и у человека: несгораемый остаток личности составляет нашу суть и основу. В нас много чего есть, но качество и количество базовых элементов наших личностей, которые не сгорают в пламени страстей и в огне суеты, дают нам надежду на бессмертие. Потому что этим несгораемым остатком удобряется почва для будущих поколений. И если ростки будущего окажутся худосочны и слабы, то это значит, что мы взяли у земли все, но не отдали ей ничего.
Вот почему несгораемый остаток личности — это сверхзадача педагогики, стратегический предмет в области национальной безопасности.
А что же это такое, конкретно? Сострадание, жертвенность, достоинство, совесть, справедливость, щедрость. Вроде бы, шесть… Есть страшное определение в Библии — лжесловесники, сожженные в совести своей. Берусь предположить, что это именно те, у которых почти не осталось несгораемого остатка личности. Дальше можно не объяснять, все понятно.
И вот — Феникс, птица, которая живет, умирает и возрождается сама от себя. Люди трактуют ее двояко, и это расхождение имеет принципиальную важность! По одной версии (в изложении Геродота и древних римлян поэта Овидия и географа Помпония Мелы), Феникс каждые пятьсот лет свивает себе гнездо из ароматных трав и растений и умирает в нем, потому что пришел срок. Птица истлевает в своей благовонной могиле, и в ее прахе заводится червь (увы, это неизбежная реальность нашей природы). Из этого червя, как бабочка из гусеницы, возрождается прежняя птица: тот же Феникс, но ставший на очередные пятьсот лет старше, вскормленный своим неистлеваемым остатком, вечно молодой и бесконечно древний.
По другой версии, Феникс сгорает в огне, который сам же и вызывает, и его пепел каким-то образом дает ему новую жизнь. Здесь больше поэзии, там — больше реальности.
Прах и пепел — это один и тот же несгораемый остаток, но его происхождение различно. Прах символизирует естественный круговорот жизни в мире. Помните эти слова: "…красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива и согрета лучами звезды по имени Солнце"? Или эти: "…возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"?
А пепел — это несгораемый остаток того, что сгорело в стихии огненных страстей, в пламени борьбы, на углях страданий… И то и другое есть во всех нас, у каждого своя пропорция.
При чем же здесь педагогика? Да при том, что это сложное греческое слово переводится как "детовождение". Мы водим детей, когда учим их ходить; потом вводим их в самостоятельную жизнь; а дальше, если получается, по-прежнему ведем их, как в детстве, своим советом, личным примером, молитвой, наконец. И если наш личный несгораемый остаток объемен и качественен, то почва их личностей будет удобрена обильно, не сомневайтесь.
Ну, а если нет, если мы пережгли в себе все человеческое, тогда что ж…
Тогда надежда лишь на то, что Создавший нас по Своему образу и подобию сможет воссоздать погибшее создание даже из щепотки пепла, даже из пылинки праха.
А надежда — она как Феникс, никогда не умирает.