План Расмуссена и белорусы в Донбассе: обсуждать пока нечего

© Sputnik / Мария АмелинаМиротворческие силы ОДКБ сегодня завершили формирование для "Нерушимого братства-2016"
Миротворческие силы ОДКБ сегодня завершили формирование для Нерушимого братства-2016 - Sputnik Беларусь
Подписаться
Донбасс оказался заложником парадоксальной ситуации "ни мира, ни войны", убежден колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Ровно три года назад руководителями Франции, Германии, Украины и России (т.н."нормандская четверка") был согласован Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Этот документ был позже подписан представителями контактной группы, состоящей из делегатов Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных ДНР и ЛНР. На сегодняшний день, несмотря на всю критику положений этого документа, Комплекс мер является единственным основополагающим и официально утвержденным как сторонами конфликта, так и международными гарантами переговорного процесса планом действий по мирному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины.

Переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске - Sputnik Беларусь
Минским соглашениям исполнилось три года

Почему не заканчивается война в Донбассе?

Тем не менее, мир в Донбассе до настоящего момента не наступил, что порождает в отношении Минских соглашений критику со стороны экспертных и политических кругов, в первую очередь украинских. Появляются инициативы смены места проведения переговоров и их переноса из Минска в Вену, Женеву, Любляну, Астану и пр. В этой связи вспоминается правило из начального курса арифметики о том, что "от перемены мест слагаемых сумма не меняется", однако, думается, что в случае с Минскими соглашениями все гораздо тоньше, чем просто наивное желание политиков переехать из одной столицы в другую с нулевым результатом. На сегодняшний день конфликт в  Донбассе решается не столько на фронте, где время от времени происходит вялотекущий "обмен любезностями", сколько в кабинетных схватках дипломатов.

Очевидно, что Минские соглашения не устраивают воинствующее крыло в политическом истеблишменте Украины и США, которые в принципе не являются актором в этом формате. Отсутствие американцев негативно сказывается на выполнении договоренностей, о чем неоднократно заявлял президент Беларуси Александр Лукашенко и в свойственной ему искренней манере приглашал Вашингтон "присоединиться" к переговорам. Однако, во-первых, пока непонятно, как такое включение США оформить юридически, а во-вторых, к этой идее настороженно относятся Кремль и самопровозглашенные республики, так как в этом случае баланс сил в контактной группе будет серьезно изменен. (Поэтому Россия предпочитает общаться с американцами на двусторонней основе по специально созданному каналу специально уполномоченных лиц — "формат Волкер — Сурков".).

Министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков - Sputnik Беларусь
Радио
Равков: на каких условиях Беларусь отправит миротворцев в Донбасс

Ну и наконец главный аспект заключается в том, что мирное урегулирование, основанное на соблюдении Минских соглашений, то есть предоставление Донбассу "особого статуса" в составе Украины, абсолютно не выгодно с точки зрения геополитических интересов США и их креатуры в украинской власти, так как фактически "связывает" движение Украины по пути евроатлантического выбора. С этих позиций получается, что конфликт в Донбассе можно решить лишь путем полной военной победы Киева и разгрома формирований непризнанных республик либо путем фактического отказа от юрисдикции над регионом и заморозки конфликта по молдавско-приднестровскому образцу.

И то, и другое представляется сложным, так как Россия однозначно не позволит удушить ДНР и ЛНР, а "отказаться" от этих территорий Украина не сможет по причине доминирования националистических и милитаристских идей во внутренней политике. Ведь в случае прекращения войны мобилизационный эффект от нагнетания обстановки будет утрачен и украинский истеблишмент окажется один на один с внутренними проблемами, обнищавшим народом, десятками тысяч демобилизованных "ветеранов АТО" и бойцов "добровольческих батальонов". Таким образом, Донбасс оказался заложником парадоксальной ситуации "ни мира, ни войны", в которой правила урегулирования не устраивают одну из воюющих сторон, при этом ни продолжать, ни прекратить войну она не может.

Эта музыка будет вечной? 

В условиях, когда ни военное решение, ни мирное урегулирование, ни сохранение статус-кво не представляются возможными, стороны пытаются достичь своих целей путем дипломатической изворотливости.

Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова - Sputnik Беларусь
Радио
Захарова: на выполнении Минских соглашений нужно сконцентрироваться всем

Одним из таких приемов видится обсуждение предложения о введении в Донбасс международного миротворческого контингента под мандатом ООН либо ОБСЕ. При этом, как и в случае с Минскими соглашениями, на размещение миротворцев вроде бы как согласны все субъекты переговорного процесса, однако в дальнейшем начинаются существенные нюансы.

Например, в начале сентября 2017 года президент Российской Федерации Путин предложил привлечь контингент ООН, который должен обеспечивать безопасность членов постоянной мониторинговой миссии в Донбассе. В то время как официальный Киев видит в качестве основной цели размещение миротворцев на участке украинско-российской границы, который контролируют формирования "республик". Получается, что у сторон снова кардинально разные подходы к миссии "миротворцев", исходя из чего есть мнение, что "эта музыка будет вечной".

На этом фоне громко прозвучал т.н. "план Расмуссена", который должен быть презентован 16 февраля на ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене. Утечки из документа уже попали в СМИ и наделали много шума.

Дело в том, что согласно идее бывшего Генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, который сейчас трудится в должности советника президента Украины Петра Порошенко, в зону конфликта в Донбассе планируется ввести порядка 20 тысяч миротворцев и 4 тысячи полицейских из государств, не входящих в НАТО.

Причем в составе контингента называется Австрия, Финляндия, Бразилия, обязательно должны быть белорусские военнослужащие, "которым доверяет Россия", а возглавит миссию "нейтральная" Швеция, отношения которой с Москвой, напротив, весьма далеки от идеала. При этом миротворческий контингент должен разместиться на всей территории ДНР и ЛНР, включая неподконтрольный Киеву участок российско-украинской границы, после чего в регионе пройдут выборы, Украина предоставит Донбассу особый статус и выполнит свои прочие обязательства в соответствии с буквой Минских договоренностей.

Как уже было сказано, с момента обнародования отдельных деталей документа данный "план" начал весьма бурно обсуждаться в прессе. Особо одаренные украинские политики сразу же заявили о своем "недоверии" к Беларуси, под видом военнослужащих которой якобы зайдут российские "зеленые человечки", которые "купят" белорусские паспорта. Одновременно в Минске активизировались политические деятели, которые начали причитать о том, что "ради пиара Лукашенко отправит на смерть наших детей".

Однако обсуждать в этом предложении Расмуссена на самом деле пока нечего. Во-первых, как резонно заметил министр обороны Беларуси Андрей Равков, решение о размещении миротворцев принимает Совет Безопасности ООН на основании согласия государств, направляющих и принимающих миротворцев. А во-вторых, Беларусь располагает возможностями только одной специально подготовленной миротворческой роты, а значит, количество тех, кому "доверяет Россия", в общей массе будет сравнительно невелико.

При этом не надо забывать, что РФ обладает правом вето в Совбезе ООН, а правилам сложения политиков в Кремле научили еще в школе. Замглавы российского МИД Григорий Карасин уже заявил, что "формат миротворческой миссии ООН, предлагаемый Киевом, слабо соотносится с Минскими договоренностями", а значит, никакой альтернативы вялотекущему минскому процессу по-прежнему не существует.

Впрочем, история урегулирования локальных конфликтов в мире показывает, что это долгосрочный процесс и Донбасс не исключение. Как правильно отмечает директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов, "урегулирование ситуации на Кипре продолжается 44 года, в Западной Сахаре — 27 лет, в Приднестровье, Нагорном Карабахе и Южной Осетии — 25 лет, в Абхазии — 23 года", поэтому вопрос разрешения ситуация в Донбассе, по всей вероятности, затянется надолго и Андерс Фог Расмуссен — далеко не первый и не последний общественно-политический деятель, у которого будет свой "план" на этот счет.

Лента новостей
0