24-летняя Вивиане Морайс Феррейра Гимараинс (Viviane Morais Ferreira Guimarães) живет в городе Сан-Гонсалу (São Gonçalo), что недалеко от Рио. Она зарабатывает на жизнь, продавая пиццу на улице. Всю жизнь она мечтала принять участие в карнавальном действе, но только в 2012 году, когда ей исполнилось 18 лет, она начала заниматься в школе "Унидус-ду-Порту-да-Педра" (Unidos do Porto da Pedra). С тех пор Вивиане представляет эту школу каждый год на Карнавале.
Кроме радости, Карнавал приносит его участницам и огорчения – прежде всего в связи с предрассудками и "мачизмом", рассказывает она:
"Образ женщины на Карнавале очень сложен. Не только тех, кто "внутри", но и тех, кто "снаружи". На нас действительно смотрят как на предмет. Что касается чувственности, телесности, это свойственно танцовщицам, это часть танца, в этом нет ничего плохого. Только вот во время танца мы представляем блок. И люди просто не могут разделить этих двух вещей".
Танцовщица рассказывает, что как на улицах, так и в школах женщины сталкиваются с такими предрассудками. Вивиане уже не раз предлагали заняться проституцией. А однажды какой-то мужчина даже преследовал ее на автомобиле, намереваясь забрать с собой. Ей пришлось искать помощи на людной автобусной остановке.
Карнавал – кульминация Бразилии. Самбодром наполняется силой выживания и подчеркивает контрасты страны.
Самба (samba – главный танец Карнавала) – символ сопротивления. Но чувственные движения самбы многими воспринимаются как приглашение к насильственным или ненасильственным действиям сексуального характера. Именно женщины, а в особенности чернокожие женщины, больше всего страдают от этого предрассудка.
22-летняя Райяне да Силва Феррейра (Rayane da Silva Ferreira) представляет школу самбы Академикус-ду-Салгейру (Acadêmicos do Salgueiro). Танец – это ее профессия, кроме занятий в школе самбы, она также участвует в шоу фанка (funk – особый вид популярной музыки в Бразилии) и хип-хопа. Она также считает, что "образ танцовщицы на Карнавале чрезмерно сексуализируется".
"Постоянно и повсюду нас домогаются", — говорит она.
В свою очередь 20-летняя Фернанда Флорентину (Fernanda Florentino), представляющая школы самбы Империу-да-Тижука (Império da Tijuca), Параизу-ду-Туйюти (Paraíso do Tuiuti) и Линс-Империал (Lins Imperial), говорит следующее:
"Я замечаю непристойное поведение по отношению к себе каждый день, даже вне Карнавала. Даже так: во время Карнавала, кажется, уважения к женщине проявляется больше".
Проблемы в семье
Райяне по собственной инициативе развелась с мужем из-за того, что он не одобрял ее увлечение карнавальными танцами.
Порвала со своим бывшим парнем и 21-летняя Ариане Ассис де Сантана Азеведу (Ariane Assis de Santana Azevedo), танцующая в школе самбы Унидус-де-Вила-Изабел (Unidos de Vila Isabel).
"Я порвала с ним из-за этого. Он сказал: или Карнавал, или я. Карнавал – это моя жизнь, я и выбрала Карнавал", — говорит она.
"Негритянка? Из Рио? Значит – танцуешь!"
Ариане также утверждает, что неоднократно сталкивалась с такой ситуацией:
"Мне говорят: "Ах, ты из Рио, ты чернокожая, значит, ты танцуешь самбу". Нет! Я могла бы и не уметь танцевать. Почему я обязана это уметь? Потому что у меня черная кожа? Потому что я из Рио? Нет!"
"Они думают, что раз ты танцуешь самбу, то у них есть полное право погладить тебя рукой и сказать что-то сальное, но это не так. Мы здесь (на Карнавале – Sputnik), потому что нам это нравится. Самба – это танец. Мы танцуем, потому что хотим сделать людей счастливыми, чтобы они радовались, а не потому что хотим слушать эти сальные шуточки, они очень противные. Нам даже неприятно быть женщинами", — возмущается Ариане.
Согласно данным Форума общественной безопасности в 2017 году в Бразилии произошло не менее 49 497 случаев изнасилования, что на 3,5% больше, чем в 2016 году. Однако многие женщины стесняются или боятся сообщать об этом.
На текущий момент Бразилия занимает пятое место в мире по количеству убийств женщин, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Тем временем кампания в защиту женщин активно распространяется в интернете. Ключевой слоган – "Нет значит нет!"
Карнавал – символ свободы
Sputnik Бразилия спросил мнение доктора журналистики Розане Боржес (Rosane Borges), которая преподает в Сан-Паульском университете. Она считает, что Карнавал всегда был и сейчас остается своеобразной формой очищения от греха. Это полная свобода, и неудивительно, что образ женщины в нем сексуализируется вплоть до вульгарности.
"Тело – и не только чернокожей женщины, но также и белой, — на Карнавале демонстрируется как красивое тело, открытое для всех, и получается, что здесь нет жестких цензурных границ", — заявляет она.
Однако Розане также утверждает, что есть разница в том, как относятся к белым и чернокожим женщинам. Это не только объективация: по сравнению с белыми, чернокожие женщины имеют меньше шансов во всех сферах жизни. В опубликованном в 2015 году исследовании Бразильского института географии и статистики (IBGE) сообщалось, что в среднем женщины зарабатывают на 23,6% меньше, а работают на 7,5 часов в неделю больше, чем мужчины.
"И эта, так скажем, телесная видимость, это тело – обычно тело мулатки, не просто женщины с темной кожей, чернокожей женщины, а именно тело так называемой мулатки, гасится в нашей повседневности, становится незаметным. С нечернокожими женщинами, с белыми женщинами такого не происходит", — заявляет Розане.
Исследователь подчеркивает, что такая "незаметность" чернокожих женщин выделяется даже на общем "мачистском" фоне патриархальной Бразилии, где в целом женщина имеет менее заметную по сравнению с мужчинами роль в обществе.
Розане Боржес также вспомнила пословицу: "Белая – чтобы замуж шла, черная – чтобы работала, мулатка – чтобы рядом спала". По ее мнению, эта фраза отражает крайне сексистское состояние бразильского общества.
Как преподаватель журналистики Розане Боржес уверена, что положение женщин в бразильском обществе зависит от складывающего в СМИ собирательного женского образа.
"Это действительно имеет большое значение, так как общество питается этими образами, этими установками, которые говорят, что такое черная женщина, что такое белая женщина … Я называю это дорогой с двусторонним движением. В СМИ, которые, несомненно, являются частью общества, обсуждаются и отображаются эти знаки, эти образы, эти символы", — отмечает собеседник агентства.
С этим утверждением соглашается танцовщица Карнавала Фернанда Буэну (Fernanda Bueno), 23-летняя чернокожая женщина, которую в университете дразнили Глобелеза (Globeleza – используемый телеканалом Globo образ негритянки, которая появлялась во время рекламной паузы). А в 14 и 15 лет ее дразнили, сравнивая с другой карикатурной негритянкой с телеэкрана.
Танцовщица Ариане (ранее упомянутая нами) также критикует телевизионную подачу карнавальных женщин.
"Есть такое выражение – "мулатка с экрана". Берут высокую чернокожую женщину, наряжают ее в едва прикрывающие одежды и надевают бикини. Нет! Мы носим платья, закрытые купальники носим, мы всякую одежду носим!" — заявила Ариане.
А Райяне Гедес (Rayane Guedes) сказала агентству, что карнавальные танцы – это большой труд и серьезная работа – за которую еще ничего и не платят.
Однако, говорит она, в самой школе самбы женщины чувствуют себя в безопасности, в том числе благодаря поддержке от различных организаций.
19-летней Кисселе Силве Видал (Kissela Silva Vidal), которая живет в Сан-Гонсалу (São Gonçalo) и танцует в школе самбы Унидус-ду-Вирадору (Unidos do Viradouro), повезло: ее школа практикует хорошее отношение к своим подопечным.
Также хорошие условия в школе самбы Унидус-да-Вила-Изабел. Sputnik Бразилия поговорил с ее директором Эузой Кристиной Боржес дус Сантус (Euza Cristina Borges dos Santos). Она отмечает: "Женщины составляют 80% участников школы самбы, по крайней мере, в нашей школе их около 60-70%".
При этом Эуза отмечает увеличение женского участия в карнавальном движении, в том числе на руководящих позициях.
Однако в высшее руководство карнавальных школ, а также в высшие ранги танцоров и музыкантов женщины только пробиваются: "Это мачизм чистой воды. Мы, женщины, уже двадцать лет как участвуем в батареях [одно из делений карнавального блока]. Есть даже музыканты-женщины. Так что я уверена, что лет через десять женщина будет руководить батареей".
Счастье и радость
И все же, несмотря на мачизм, бразильские женщины не собираются оставлять карнавальные танцы, без которых Бразилия не была бы Бразилией.
Для Вивиане самба на карнавале – это способ забыть о проблемах. "Я вот что знаю: когда я выхожу танцевать, я слышу отбиваемый батареей ритм, я в строю, я совсем другой человек. Это персонаж такой, который находится там, чтобы быть счастливым, чтобы взаимодействовать с публикой. Когда я вижу ребенка, девочку, смотрящую на меня так же, как я смотрела на Карнавал в детстве, я испытываю какое-то магическое чувство", — говорит она.
"Я не могу больше жить без самбы. Я выхожу из крыла танцовщиц, потом иду к байянкам (еще одно деление карнавального блока – Sputnik), затем к старой страже – и остаюсь в блоке, пока могу держаться на ногах", — продолжает она.
А Райяне нашла другие слова для описания своих чувств: "Я влюблена в школу самбы, честь которой защищаю, и я думаю, что, когда умру, на гроб мне положат эмблему Салгейру. Даже если мне когда-нибудь придется уйти из школы, она навсегда останется в моем сердце… Это необъяснимая страсть, ее может объяснить только батарея".