Минск в четверг стал площадкой для масштабного белорусско-турецкого бизнес-форума. Обсудить перспективы делового сотрудничества в белорусскую столицу прибыли не только турецкие бизнесмены, но и глава правительства Турции Бинали Йылдырым.
Не миллиардом единым
Приветствуя участников форума, премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков сказал, что проведение подобных мероприятий параллельно с двусторонними встречами стало доброй традицией.
Глава кабмина напомнил, что в 2015 году он уже открывал бизнес-форум в Стамбуле, посвященный инвестиционному сотрудничеству двух стран.
"В последние годы отношения между странами развиваются динамично практически по всем направлениям сотрудничества", – отметил Кобяков.
С официальным визитом в ноябре 2016 года Беларусь посетил лично Реджеп Тайип Эрдоган. После этого последовал этап активного выполнения достигнутых договоренностей. По информации белорусского премьера, по итогам 2017 года показатели взаимной торговли приблизились к одному миллиарду долларов.
"Мы считаем это промежуточным этапом на пути к более значительным цифрам", – озвучил перспективы Кобяков.
Ключом к успеху в белорусском правительстве считают переход от обычной торговли к инвестиционной и промышленной кооперации.
По словам премьера, в Беларуси стремятся создать максимально комфортные условия для работы турецких инвесторов и приветствуют растущее доверие с их стороны к отечественному рынку. Одним из важнейших факторов привлекательности ведения бизнеса в Беларуси является ее географическое положение. В чем уже смогли убедиться турецкие бизнесмены.
Наша страна предоставляет открытый доступ к рынку сразу пяти стран, входящих в Евразийский экономический союз.
Промышленность и логистика
Кобяков считает неоспоримым преимуществом отечественного рынка то, что в Беларуси сложился благоприятный инвестиционный и налоговый климат, а также есть квалифицированные кадры.
"Мы готовы поддержать проекты по созданию турецких промышленных предприятий в Беларуси, в том числе в секторе машиностроения и производства автокомпонентов, в химической и текстильной отрасли, сельском хозяйстве и логистике", – добавил глава правительства.
При этом, по словам премьера, Гомсельмаш и Амкодор уже начали осваивать турецкий рынок. В перспективе в Турции могут быть созданы сборные производства, что позволит организовать совместные продажи в другие страны в регионе.
Кобяков отметил, что уже обсудил со своим турецким коллегой детальные и адресные меры по поддержке подобных проектов со стороны правительств.
"Сегодня мы вплотную подходим к научно-технической кооперации и совместному развитию информационных технологий", – сказал он.
При этом глава белорусского правительства высказал идею о том, что подобные бизнес-форумы нужно проводить на постоянной ежегодной основе и не только в столицах, но и в регионах.
Цель – положительное сальдо
Рост товарооборота между двумя странами говорит о росте деловой активности, заявил журналистам на полях форума сопредседатель Белорусско-турецкого делового совета Дмитрий Дичковский.
По его словам, сегодня Турция является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. В турецкой экономике есть отрасли, которые могут потенциально помочь белорусской стороне.
В Беларуси есть сектора экономики, которые нуждаются в новых компетенциях и ресурсах, инвестициях и инновациях. Поэтому, несмотря на отрицательное сальдо, необходима кооперация с высокоразвитыми текстильной, строительной и другими отраслями турецкой экономики. Это в конечном итоге приведет к положительному сальдо со стороны Беларуси.
"Компетенции в этих отраслях действительно требуют усиления", – отметил Дичковский.
В Беларусь активно идут турецкие инвесторы, которые используют потенциал свободных экономических зон. Они видят перспективы ЕАЭС и выгодное геополитическое положение Беларуси.
"В Беларуси для привлечения турецких инвестиций сделано все. Многие турецкие бизнесмены работают по 10-15 лет. В этом отношении все идет правильно и дополнительных кардинальных мер не нужно", – выразил уверенность сопредседатель Белорусско-турецкого делового совета.
По его словам, сейчас упор будет сделан на логистику и опять же на инвестиции. Это связано с теми преференциями, которые представляют индустриальный парк "Великий камень" и работа в малых городах.
"Ежегодный прирост турецких инвестиций в белорусскую экономику может составлять от 20% до 30% – это очень существенная сумма. Это позволит создавать конкурентоспособные производства", – добавил Дичковский.
Также он сообщил, что прорабатывается создание банка с турецким капиталом, но говорить о каких-то подробностях рано.
Сигнал для бизнеса
В бизнес-форуме задействованы около 300 участников и 70 представителей ведущих турецких компаний, а также свыше 140 белорусских предприятий, рассказал журналистам председатель БелТПП Владимир Улахович.
По его словам, две страны имеют потенциал для роста. Участие в работе форума премьер-министров двух стран – сигнал для бизнеса, что пора действовать.
"В Беларуси присутствуют турецкие компании, которые имеют многолетний положительный опыт работы. Это инвестиции в инфраструктуру и гостиницы. Наше будущее – инвестиции в модернизацию и создание новых производств. Новые сферы для сотрудничества – это логистика и научно-техническое сотрудничество", – отметил Улахович.
Турция на сегодня является большим рынком, и развитие нетрадиционных технологий будет успешным на местном рынке. Беларусь может предложить свои разработки для совместного освоения.
Глава БелТПП добавил, что Беларусь обладает мощным аграрным сектором. Турция также по-своему аграрная страна, и республика могла бы предложить ей свои продукты питания.
Масло масляное
Отмечается очень хороший прирост поставок продуктов в Турцию, сообщил в кулуарах форума начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.
По его словам, предприятия Минсельхозпрода за 2017 год экспортировали в Турцию товаров на 10,8 миллиона долларов. Фактическая сумма выросла в сравнении с 2016 годом в 100 раз.
"Основным продуктом стало сливочное масло. В прошлом году в мире был рост потребления сливочного масла и сложился дефицит. Мы удачно воспользовались этой ситуацией и поставили его на турецкий рынок. Также поставляли молоко, муку, сахар, творог и яйца", – добавил Богданов.
В этом году Минсельхозпрод надеется расширить линейку товаров. Форум станет для министерства площадкой по обсуждению поставок продуктов питания и привлечения инвестиций.
"Мы стремимся привлечь инвестиции в развитие сырьевой зоны для мясо-молочной индустрии. Также рассматриваются инвестиции в тепличное хозяйство. Будут рассматриваться вопросы модернизации существующих производств", – сказал начальник главного управления.
Турецкий рынок требовательный
Богданов добавил, что на турецкий рынок было сложно выходить из-за того, что он достаточно требовательный – там высокая конкуренция.
Минсельхозпрод надеется в 2018 году увеличить не только объем поставок, но и объем и глубину товарной линейки.
"Главное – увеличить поставки товаров с глубокой степенью переработки, то есть молока, сыров, сливочного масла, йогуртов. Наши товары будут востребованы на турецких курортах", – резюмировал Богданов.