Белорус достает со дна Ладоги экспонаты для парка "Патриот" в Кронштадте

© Photo : Фото из архива Игоря МатюкаШасси танка, поднятое со дна Ладожского озера
Шасси танка, поднятое со дна Ладожского озера - Sputnik Беларусь
Подписаться
Поисковик предстает для большинства в образе человека c металлоискателем. История Игоря Матюка, пожалуй, самого известного белорусского водолаза, который сейчас погружается на Ладоге, разрушает этот стереотип.

Более семи десятков лет прошло со времени окончания блокады Ленинграда, на карте уже нет и страны, победившей "коричневую чуму", а военная история тех лет по-прежнему привлекает энтузиастов.

Особое место, трагическое по своей сути, занимает "дорога жизни". По льду Ладожского озера, как в осажденную крепость, в Ленинград доставляли продукты и вывозили истощенных и измученных детей.

Свой вклад в работу историков по восстановлению хроники военных лет и истории блокадного Ленинграда, вносят и белорусские поисковики. Корреспондент Sputnik Станислав Андросик узнал у белорусского поисковика Игоря Матюка, каково это — зимой поднимать со дна Ладожского озера артефакты времен войны.

Самый большой военно-морской музей России будет в Кронштадте

Матюк сразу пошутил, что на Ладоге найдено так много всего, "что впору вчетвером нести": это один из самых богатых на военные артефакты регионов. Сейчас российское руководство одобрило создание второго парка "Патриот" в Санкт-Петербурге, а размещаться он будет в Кронштадте.

"Это будет самый большой военно-морской музей, в котором даже будут проходить парады", — отметил Игорь.

Всем известно, какую роль в поддержании жизни в блокадном Ленинграде сыграла "дорога жизни", но город фактически спасла "ладожская флотилия". Сейчас Игорь Матюк с командой единомышленников планирует поднять головные корабли со дна Ладоги.

© Photo : Фото из архива Игоря МатюкаТак выглядит поисковый лагерь на льду Ладоги
Так выглядит поисковый лагерь на льду Ладоги - Sputnik Беларусь
Так выглядит поисковый лагерь на льду Ладоги

Лед и жены — как устроена поисковая работа

"Ровно 15 лет назад я поднял свой первый танк со дна Невы. Последние семь лет моя группа проводит на Ладожском озере. Даже землю приобрел на берегу Финского залива, где оборудовал настоящую базу для поисковых работ", — рассказывает Игорь Матюк.

Он признается, что начинал все с командой, состоявшей из белорусов, но время идет, люди стареют. Поэтому команда вынуждена обновляться. Сейчас работает уже четвертый или пятый полностью обновленный состав, за исключением, конечно, героя репортажа.

"Жены не отпускают", — грустно признается Игорь Матюк. Действительно, эта опасная и трудная работа плохо сочетается с семейной жизнью.

© Photo : Фото из архива Игоря МатюкаПоисковые работы на льду чреваты опасностями
Поисковые работы на льду чреваты опасностями - Sputnik Беларусь
Поисковые работы на льду чреваты опасностями

По его словам, работать проще зимой, но сейчас поиски комбинируются. Летом поиск идет с помощью специальных приборов, сонар на катере фиксирует объекты. Главный недостаток: в летнее время нет возможности спуститься к находкам.

"Летом на Ладоге очень сложно, озеро это своенравное, в летнее время идут штормы. Зимой, наоборот, прорезал лунку, спустил туда свет: прозрачность воды в зимнее время исключительная. Обследовать объекты зимой одно удовольствие", — говорит поисковик.

Исходя из почти двух десятков лет практического опыта, подъем объектов со дна также проще осуществить зимой. Для этого над лункой во льду сооружается специальная деревянная конструкция, по которой с помощью автомобильной лебедки и поднимают на свет исторические находки.

"Первый раз для подъема пришлось из Беларуси гнать ЗИЛ-157. Первый танк для музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" лебедкой этого ЗИЛа и вытащили", — вспомнил Игорь Матюк.

© Photo : Фото из архива Игоря МатюкаИгорь Матюк перед погружением на дно Ладожского озера
Игорь Матюк перед погружением на дно Ладожского озера - Sputnik Беларусь
Игорь Матюк перед погружением на дно Ладожского озера

Мода на патриотизм

Опытный поисковик с радостью отмечает, что в России наконец появился интерес к патриотической тематике. По его словам, возникла даже своеобразная "мода на патриотизм", хоть так и не принято говорить.

"Сколько лет уже занимаюсь историей блокады Ленинграда и все не могу понять, как люди за 200 граммов хлеба корабли руками делали. Это то, над чем вечно думаешь, когда открываешь все новые эпизоды истории", — подчеркнул белорусский поисковик.

Сейчас в планах у Игоря Матюка по-настоящему масштабная операция. Несколько лет назад ему удалось найти флагман "ладожской флотилии", сторожевой корабль "Пурга". На Ладоге его боялись все, и только немецкой авиации удалось его подорвать.

"Корабль потопили 1 сентября 1942 года. Сейчас нашелся нос этого судна. В планах отделить его под водой вместе с якорями. Мы сделаем с ним памятник: выходящий из гранитной скалы погибший на Ладоге корабль", — рассказал он.

Игорь Матюк не скромничает, как большинство белорусов, и честно признается, что музей "Дорога жизни" стал таким красивым в том числе благодаря экспонатам, которые он сам передал.

© Photo : Фото из архива Игоря МатюкаИгорь Матюк передал поднятый со дна Ладоги якорь сторожевого корабля "Конструктор" музею "Дорога жизни"
Игорь Матюк передал поднятый со дна Ладоги якорь сторожевого корабля Конструктор музею Дорога жизни - Sputnik Беларусь
Игорь Матюк передал поднятый со дна Ладоги якорь сторожевого корабля "Конструктор" музею "Дорога жизни"

В планах "Зибель"

А летом на Ладожском озере пройдет, пожалуй, самая уникальная операция, которая когда-либо осуществлялась на водной глади.

История сохранила для нас подробности самого известного боя в водах Ладоги, когда 23 немецких корабля атаковали маленький остров на озере. Советский гарнизон сумел отбить эту атаку.

"Это бой у острова Сухо", — напомнил белорусский поисковик.

В бою принимали участие немецкие десантные паромы-катамараны типа "Зибель". Один из этих кораблей и будет поднят со дна для музея "Дорога жизни".

"Это огромная экспедиция, в которой будет задействован целый флот. В ходе нее будет использовано самое современное российское водолазное оборудование, потому что там большие глубины", — резюмировал Игорь Матюк.

Лента новостей
0