Более семи десятков лет прошло со времени окончания блокады Ленинграда, на карте уже нет и страны, победившей "коричневую чуму", а военная история тех лет по-прежнему привлекает энтузиастов.
Особое место, трагическое по своей сути, занимает "дорога жизни". По льду Ладожского озера, как в осажденную крепость, в Ленинград доставляли продукты и вывозили истощенных и измученных детей.
Свой вклад в работу историков по восстановлению хроники военных лет и истории блокадного Ленинграда, вносят и белорусские поисковики. Корреспондент Sputnik Станислав Андросик узнал у белорусского поисковика Игоря Матюка, каково это — зимой поднимать со дна Ладожского озера артефакты времен войны.
Самый большой военно-морской музей России будет в Кронштадте
Матюк сразу пошутил, что на Ладоге найдено так много всего, "что впору вчетвером нести": это один из самых богатых на военные артефакты регионов. Сейчас российское руководство одобрило создание второго парка "Патриот" в Санкт-Петербурге, а размещаться он будет в Кронштадте.
"Это будет самый большой военно-морской музей, в котором даже будут проходить парады", — отметил Игорь.
Всем известно, какую роль в поддержании жизни в блокадном Ленинграде сыграла "дорога жизни", но город фактически спасла "ладожская флотилия". Сейчас Игорь Матюк с командой единомышленников планирует поднять головные корабли со дна Ладоги.
Лед и жены — как устроена поисковая работа
"Ровно 15 лет назад я поднял свой первый танк со дна Невы. Последние семь лет моя группа проводит на Ладожском озере. Даже землю приобрел на берегу Финского залива, где оборудовал настоящую базу для поисковых работ", — рассказывает Игорь Матюк.
Он признается, что начинал все с командой, состоявшей из белорусов, но время идет, люди стареют. Поэтому команда вынуждена обновляться. Сейчас работает уже четвертый или пятый полностью обновленный состав, за исключением, конечно, героя репортажа.
"Жены не отпускают", — грустно признается Игорь Матюк. Действительно, эта опасная и трудная работа плохо сочетается с семейной жизнью.
По его словам, работать проще зимой, но сейчас поиски комбинируются. Летом поиск идет с помощью специальных приборов, сонар на катере фиксирует объекты. Главный недостаток: в летнее время нет возможности спуститься к находкам.
"Летом на Ладоге очень сложно, озеро это своенравное, в летнее время идут штормы. Зимой, наоборот, прорезал лунку, спустил туда свет: прозрачность воды в зимнее время исключительная. Обследовать объекты зимой одно удовольствие", — говорит поисковик.
Исходя из почти двух десятков лет практического опыта, подъем объектов со дна также проще осуществить зимой. Для этого над лункой во льду сооружается специальная деревянная конструкция, по которой с помощью автомобильной лебедки и поднимают на свет исторические находки.
"Первый раз для подъема пришлось из Беларуси гнать ЗИЛ-157. Первый танк для музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" лебедкой этого ЗИЛа и вытащили", — вспомнил Игорь Матюк.
Мода на патриотизм
Опытный поисковик с радостью отмечает, что в России наконец появился интерес к патриотической тематике. По его словам, возникла даже своеобразная "мода на патриотизм", хоть так и не принято говорить.
"Сколько лет уже занимаюсь историей блокады Ленинграда и все не могу понять, как люди за 200 граммов хлеба корабли руками делали. Это то, над чем вечно думаешь, когда открываешь все новые эпизоды истории", — подчеркнул белорусский поисковик.
Сейчас в планах у Игоря Матюка по-настоящему масштабная операция. Несколько лет назад ему удалось найти флагман "ладожской флотилии", сторожевой корабль "Пурга". На Ладоге его боялись все, и только немецкой авиации удалось его подорвать.
"Корабль потопили 1 сентября 1942 года. Сейчас нашелся нос этого судна. В планах отделить его под водой вместе с якорями. Мы сделаем с ним памятник: выходящий из гранитной скалы погибший на Ладоге корабль", — рассказал он.
Игорь Матюк не скромничает, как большинство белорусов, и честно признается, что музей "Дорога жизни" стал таким красивым в том числе благодаря экспонатам, которые он сам передал.
В планах "Зибель"
А летом на Ладожском озере пройдет, пожалуй, самая уникальная операция, которая когда-либо осуществлялась на водной глади.
История сохранила для нас подробности самого известного боя в водах Ладоги, когда 23 немецких корабля атаковали маленький остров на озере. Советский гарнизон сумел отбить эту атаку.
"Это бой у острова Сухо", — напомнил белорусский поисковик.
В бою принимали участие немецкие десантные паромы-катамараны типа "Зибель". Один из этих кораблей и будет поднят со дна для музея "Дорога жизни".
"Это огромная экспедиция, в которой будет задействован целый флот. В ходе нее будет использовано самое современное российское водолазное оборудование, потому что там большие глубины", — резюмировал Игорь Матюк.