МИНСК, 1 фев – Sputnik. Решение президента Александра Лукашенко о реформировании судебной сферы и выделении в отдельную структуру комитета судебных экспертиз привлекает в Беларусь зарубежных коллег для перенимания опыта, рассказал в эфире "Беларусь 1" председатель комитета судебных экспертиз Андрей Швед.
"Решение о создании комитета судебных экспертиз как отдельной структуры было своевременным. Что такое заключение эксперта в уголовном деле? Это бесспорное доказательство либо вины, либо невиновности. В 2017 году комитет раскрыл более 20 тысяч преступлений", – сообщил Швед.
Государственный комитет судебных экспертиз был создан в 2013 году. Более 90% экспертиз исполняются в срок до 30 суток. Прежде срок ожидания отдельных экспертиз достигал полутора лет. В 2014 году число повторных экспертиз снизилось на 56%.
На встрече, прошедшей в четверг, президент Александр Лукашенко отметил, что ошибок у судебного эксперта не может быть. Швед предлагает задаться вопросом, как развивались бы события, если бы Лукашенко не поручил создать отдельный комитет.
"Были бы очереди", – сказал он, подчеркнув, что все это время человек должен был провести в следственном изоляторе.
По словам Шведа, с 2006 года в Беларуси скопилось почти 140 тысяч образцов ДНК с нераскрытых преступлений, так как не было реагентов и оборудования. В 2014 году глава государства поставил задачу: поработать над технической обеспеченностью комитета.
"Через призму сериалов и фильмов пытаются донести главную мысль, насколько важна работа судебных экспертов. Беларусь – первая страна, которая пошла на создание единого экспертного ведомства, и планка была высока. Мы не имели права оступиться и не выполнить наказ президента, не навести порядок в этой сфере", – отметил Швед.
Он рассказал, что главное качество, которое предъявляется к сотруднику, – простая порядочность. Высокие требования предъявляются к профессионализму: специалисты комитета соответствуют по уровню навыков сотрудникам ведущих лабораторий.
"Мы модернизировали дактилоскопический учет. Система работает в круглосуточном режиме, в прошлом году внедрили в практику передачу отпечатка в режиме онлайн с места преступления в течение десяти-пятнадцати минут, и у правоохранителей появляется возможность получать информацию прямо на месте преступления. Порой благодаря такой оперативности преступника задерживают, когда тот еще не успел распаковать награбленное", – рассказал Швед.
Дорогостоящее оборудование комитет покупает за счет заработанных средств, фактически не увеличивая, а сокращая расходы.
"Белорусская разработка – экспертиза ДНК животных. Мы проводим психофизиологическую экспертизу, ее освоили в 2014 году. В этом году внедрили в практику лингвистическую экспертизу", – отметил Швед.
Комитет успевает реагировать и на изменения в состоянии наркорынка. По инициативе его сотрудников была внедрена система, благодаря которой запрещенный препарат вносится в список запрещенных в течение нескольких суток, а не месяцев или лет, как в других странах. Таким образом, в стране исключается легальность распространения наркотиков.
"Судебная экспертиза – это мировое достояние. Мы стараемся по крупицам собирать лучшее, мы не жалеем средств на обучение наших специалистов. Уже почти нет такой страны в Западной Европе или Азии, где бы не учились наши специалисты", – рассказал глава комитета и добавил, что белорусский опыт тоже интересует многих.