МИНСК, 23 янв — Sputnik. Три подростка в прошлом году окончили жизнь самоубийством по данным главного статутуправления Минска, рассказала Sputnik врач-психотерапевт Городского клинического детского психиатрического диспансера Светлана Шеститко.
Одного подростка специалистам клиники удалось буквально спасти — родители выгнали пятнадцатилетнюю девочку из дому, на прием к психотерапевту она и ранее приходила с порезами на руке.
Это стремление подростков нанести себе вред, врачи объясняют тем, что агрессивные импульсы в адрес родителей и других значимых лиц (а именно им чаще всего направлено "внутреннее послание" суицидального поведения) находятся под сильным внутренним запретом — дети и подростки зависят от своих близких. К тому же физическая боль подростку понятнее, чем внутренняя, и как ни странно переживается легче.
Врачу удалось договориться с пациенткой — если снова появится желание причинить себе боль, надо просто позвонить.
"Она дозвонилась, приехала на прием, попала в руки сразу нескольких врачей — с ней поговорили и буквально спасли", — рассказала собеседница агентства.
О том, как часто дети и подростки не находят того, с кем можно поговорить, и как понять, что ребенку нужна помощь, врач-психотерапевт рассказала корреспонденту Sputnik.
Когда внутри болит
Суицидальные попытки чаще характерны для девочек. В 2017 году в Беларуси было зафиксировано 65 парасуицидов — попыток самоубийства, из них мальчики совершили десять. Большая часть парасуицидов приходится на подростков, дети младше пяти лет попыток уйти из жизни почти не совершают.
"Как правило, парасуицид — это реакция на страдание, с которым сам ребенок справиться не может. Порой это следствие психического расстройства, а порой особенность поведения вследствие особенностей воспитания. Отношения родителей с ребенком могут быть провоцирующим фактором. Иногда речь может идти и о шантажном поведении, когда, демонстрируя страдания, ребенок пытается чего-то добиться, но нечасто", — пояснила специалист.
Порезы на руках детей и подростков могут появляться не потому, что ребенок пытался покончить с собой, а потому, что не нашел иного способа справиться с напряжением.
"Когда у меня болит рука, это понятнее и отвлекает от внутренней боли, которая кажется непереносимой". В окружении детей не хватает внимательных слушателей, вплоть до того, что порой не оказывается вообще никого. Зачастую достаточно одних внимательных ушей. Иногда у ребят складываются хорошие доверительные отношения с кем-то из преподавателей, и, если вы видите, что ребенок ведет себя странно, при этом знаете, что с кем-то из учителей у него налажен контакт, просто отведите к нему, попросите учителя поговорить с подростком", — посоветовала врач.
Роль слушателя могут выполнять и родители. Сложность возникает, если родитель диктатор, а подросток в силу особенностей своего возраста ищет независимости. В такой ситуации доверия в отношениях достичь сложно, почти невозможно. Светлана рекомендует родителям не отказываться от запретов, особенно касающихся безопасности. Подростки нуждаются в границах и рамках. Важно не перегибать палку. Необходимо уважать личные границы ребенка.
"Бывают и крайние ситуации — например, если родитель выгоняет ребенка из дома. Тогда работа с семьей вряд ли поможет, нужно спасать ребенка и решать социальный вопрос. Но порой мы начинаем работать с детьми, а после подтягиваются родители — и начинаем совместную работу", — рассказала психотерапевт.
Как распознать, что нужна помощь
Распознать проблемы в семье со стороны довольно сложно. От уровня достатка семьи зависит немногое. Бывает, что от недостатка внимания страдают и дети, в семьях которых "мама сидит дома".
"Если наблюдаете, что у ребенка резко изменились реакции, если он из покладистого стал непослушным, или наоборот, — можно подозревать депрессию. Расспросите его о том, что происходит в его жизни. Ведь и у психотерапевта доверительные отношения складываются не сразу, но со временем дети признают, что после беседы им становится легче, хоть они поговорили с чужим человеком, к тому же, в белом халате. Ничего особенного вроде и не происходило", — рассказала специалист.
При этом тему разговора должен задавать ребенок. У школьников главные проблемы — отношения со сверстниками, с родителями, с противоположным полом.
"Порой родители ведут себя в обсуждении этих тем довольно агрессивно. А ведь ребенок и без того уязвим, с темой взаимоотношений, принятия, признания связано много волнения. Агрессия со стороны родителей все усложняет", — рассказала терапевт.
Популярные в свое время "группы смерти" в Беларуси широкого распространения не получили, однако коллеги Светланы сталкивались с детьми, которые в них состояли.
"Единичные случаи, но вытащить ребенка оттуда тяжело, детей запугивают. Распознать, что ребенок состоит в такой группе, можно по изменениям в поведении, по большей закрытости, отгороженности. Часто наблюдаются нарушение сна, дети начинают худеть, бледнеть, не высыпаться, сужается круг общения — вся энергия уходит туда", — рассказала терапевт. Иногда о том, что ребенок "играет в страшную игру" можно узнать от его друзей. Важно проявить настойчивость, ведь речь идет об опасности для жизни.
Человек может "перерасти" свои проблемы
Если мысли о самоубийстве посещали ребенка в прошлом, он с легкостью рассказывает об этом психотерапевту. А вот если думает о суициде в настоящий момент, делится с трудом, предполагая, что проговаривание таких мыслей повлечет за собой неприятные последствия. Часто поддержку подростки находят друг в друге — посещая психотерапию, дети знакомятся, осознавая собственную уязвимость и уязвимость друг друга, порой находят общий язык.
"Они уже знают о важности приема лекарств, о том, что есть разные виды помощи, в том числе и медикаментозная. Заботятся о том, чтобы друг не забывал принимать таблетки. Впрочем, медикаментозная помощь нужна не всегда, если парасуицид — это реакция на сложную ситуацию, порой достаточно посещения психотерапевта", — рассказала Светлана.
Суицидальная попытка в детстве не всегда приводит к проблемам во взрослом возрасте. Если парасуицид был вызван конкретными сложностями, то вырастая, человек расширяет спектр поведенческих реакций совладания, приобретается опыт проживания разных ситуаций. С взрослением появляется круг близких людей, это помогает решить многие проблемы.
"Все суицидальные попытки — это состояние безнадежности. Порой это попытка справиться с насилием в семье, о котором иначе ребенок сказать не может. Ведь говоря о суициде, мы имеем ввиду лишь поведенческую реакцию. Это верхушка айсберга. Причина может быть в депрессии, страхе, любом другом сильном переживании. Как только появляется больше возможностей выхода из ситуации, расширяется круг близкого окружения, психика становится стабильнее. В любом случае, нужно, чтобы человек не оставался один в своих переживаниях, вовремя обращался за помощью", — пояснила психотерапевт.