Волнующим вопросом 2018-го года остается проблематика снятия разногласий в пограничной сфере между Беларусью и Россией, о чем на прошлой неделе заявил президент Лукашенко. "Нельзя закрываться друг от друга" — подчеркнул глава государства и с этим сложно поспорить, учитывая взаимную значимость партнеров и тот путь интеграции, длиной более чем в 20 лет, который уже прошли Минск и Москва навстречу друг другу.
В чем "камень преткновения"?
Одним из основных достижений за время политики сближения России и Беларуси стала ликвидация пограничного и таможенного контроля между государствами, что позитивным образом отразилось как на удобстве перемещения рядовых граждан, так и в области развития торгово-экономических отношений, транзитных услуг и пр. Шутка ли сказать, однако подобных договоренностей до сих пор нет между бывшими советскими республиками, за исключением стран Балтии, входящих в Европейский Союз. За время существования пограничного режима между Россией и Беларусью его мягкими условиями воспользовались миллионы граждан двух государств, а также иностранцев.
Однако в последние годы стали прослеживаться определенные разногласия в пограничной сфере между Москвой и Минском, что стоит объяснять не только внутренними причинами, но также связывать с кризисом в Украине и общими тенденциями международной обстановки. И это понятно, так как с момента подписания Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами, согласно которому граждане РФ и Беларуси получили право беспрепятственного пересечения границы в обоих направлениях, прошло более 20 лет, то есть многое изменилось. Появились новые риски, вызовы и угрозы.
Россия находится на острие борьбы с международным терроризмом, существенно ухудшились отношения Москвы с государствами Запада, а также с недавно близкой и братской Украиной. В этих условиях в свое время так и неурегулированный вопрос въезда иностранцев приобрел особую актуальность. Дополнительной тревожности добавило решение белорусского руководства о предоставлении права краткосрочного безвизового режима для граждан более 80-ти государств, после чего в России окончательно утвердились в необходимости введения пограничного контроля в целях недопущения незаконного проникновения на территорию РФ иностранцев.
То есть, на сегодняшний день российская сторона полагает, что при отсутствии регулирующих соглашений, иностранцы обязаны пройти соответствующий контроль при въезде в Россию, в то время как в Минске считают, что без уточняющих положений белорусско-российская граница должна быть открыта для всех.
Кто пострадал?
Конечно, в этой истории основными потерпевшими являются иностранные туристы, в том числе граждане стран, имеющих право безвизового въезда в Россию. Вполне обыденной стала история, когда граждан Украины, следующих автомобильным транспортом транзитом через Беларусь, отправляют для прохождения контроля в единственный на белорусско-российской границе пункт пропуска "Новые Юрковичи" в Гомельской области, либо предлагают вернуться в Украину. При этом, по заверениям ФСБ РФ, для граждан Беларуси и России никаких неудобств не должно было возникнуть, однако, естественно, некоторые сложности все же появились.
Все это, конечно, далеко не смертельно, и главное право беспрепятственного въезда было сохранено, однако в связи с появлением паспортного контроля на границе, переводом авиарейсов из России в Беларусь в международные терминалы аэропортов времени на прохождение всех необходимых процедур затрачивается больше. Привыкшие к определенным удобствам люди открыто выражают свое недовольство, а также обращаются за разъяснениями к руководству двух стран.
И здесь будет справедливо отметить, что действия по ужесточению пограничного режима Россия принимает в одностороннем порядке, а Беларусь продолжает придерживаться прежних, "мягких" принципов пограничной политики в отношении РФ. Между тем в нашей стране уже многие годы звучат призывы политических радикалов "закрыть" границу с Россией, что обосновывается действительно существующими проблемами в виде транзита наркотиков, оружия, нелегальных мигрантов и желающих выехать в ЕС граждан РФ из проблемных регионов Северного Кавказа. Однако в Минске всегда придерживались мнения, что выгоды от открытой границы с Россией для белорусского общества в разы превышают риски, поэтому никаких симметричных ответов не последовало.
Кроме того, в рамках договоров о Союзном Государстве у пограничных органов двух стран имеется общая база лиц, чье пребывание на территории Беларуси и России является нежелательным, эта база постоянно пополняется новыми "кадрами" и содержит на сегодняшний день установочные данные более 1, 7 миллиона иностранных граждан.
Прогноз развития ситуации
Выходит, что с белорусской точки зрения действия России представляются несправедливыми, однако надо помнить, что "танго танцуют всегда двое". Поэтому, руководствуясь словами Александра Лукашенко, "если россияне поднимают этот вопрос, значит, есть определенные опасения и нужно вести с ними диалог на эту тему".
Очевидно, что ключ к решению проблемы лежит через унификацию правил въезда иностранцев, то есть через создание общего визового пространства, взаимное признание виз, создание единых миграционных карт. Для Беларуси также важно в рамках этих переговоров решить вопрос о реадмиссии, то есть согласовать с Москвой вопросы возвращения в РФ прибывших оттуда нелегалов. Если отталкиваться от слов министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея и его российского коллеги Сергея Лаврова, то процедура унификации миграционного законодательства будет завершена до конца текущего года, а некоторые спорные вопросы удастся решить "в ближайшее время".
В случае если чиновникам договориться все — таки не удастся, то прогноз развития ситуации достаточно неблагоприятный. Дело в том, что еще в октябре 2017 года первый заместитель главы МВД России Александр Горовой заявил о готовности российской стороны к "установлению временных пограничных постов, как на автотрассе, так и на железной дороге без остановки пассажирских поездов". В случае, если меры такого рода будут приняты, то это будет еще один шаг назад в направлении, противоположном интеграции, что не соответствует запросам ни белорусского, ни российского общества.