Народный кукольный театр "Батлейка" получил распространение на территории Беларуси начиная с XVI века, и в современности переживает свое второе рождение, поскольку обществу нужны не только религиозные, но и гражданские традиции, которые могли бы объединить людей независимо от религиозной конфессии, отметила в эфире телеканала РТР-Беларусь научный сотрудник отдела музейных коммуникаций Национального исторического музея Беларуси Елена Бухал.
"Мне очень дорога "Батлейка" и как специалисту, и как белоруске. Беларусь — очень особенная страна, белорусы — и католики, и православные, и иудеи, и "Батлейка" все это в себе собрала", — сказала историк.
Изначально "Батлейка" — это сцены Рождества, которые разыгрывались для христиан, когда далеко не все умели читать Библию и не все понимали величие этого праздника, отметила специалист.
"Здесь на маленькой сценке вам показывают вот это необыкновенное чудо, как Господь, такой необъятный и большой, вдруг вместился в маленького человека. И мы этим наивным действом проникаемся до глубины души", — рассказала Бухал.
У "Батлейки" традиционно были высокие и низкие сцены. Высокие освещали сам праздник Рождества, а низкие представляли собой весь социальный срез белорусов.
"Там есть персонажи дед с бабой, Антон с Антонихой, коза, черт, смерть, иудеи, цыгане, и когда нас включили в состав Российской империи, появился новый персонаж — солдат. И в каждом регионе у традиционной "Батлейки" есть свои черты", — рассказала сотрудник музея.
Фрагмент беседы с научным сотрудником отдела музейных коммуникаций Национального исторического музея Беларуси Еленой Бухал слушайте на радио Sputnik Беларусь.