Художественный фильм "Казахское ханство. Алмазный меч" призван в доступной форме "самого главного вида искусства" рассказать казахстанцам, как зарождалось их первое государство.
Масштабный исторический киноэпос "Алмазный меч" снят по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Уже только этот факт дает понять зрителю с первых минут просмотра, что перед ним не просто фильм, а национальный проект.
Степь да степь кругом
Картина переносит киноманов в XV век, когда на обширных просторах Великой степи наследники Чингизхана ведут борьбу за осколки империи монголов.
Здесь авторам "Алмазного меча" предстоит сложная задача — связать чингизидов и казахов воедино. В Евразии традиционно после монгольского завоевания единственно легитимными правителями могут быть только потомки Чингиза — Потрясателя Вселенной. В степях на территории современного Казахстана разворачивается борьба между деспотичным ханом Абулхаиром Шайбани и двумя чингизидами — султанами Кереем и Жанибеком. Султаны хотят создать собственный улус (государство номадов) для казахов, которые находятся фактически под властью монголов. Свой улус они называют Белой Ордой или Акорда.
Нет смысла полностью пересказывать сюжет киноэпопеи. Важно обратить внимание на такую деталь, что чингизиды в этом кино ассоциируют себя с казахами и говорят на казахском. Это четко прописывается в сцене встречи с монгольским ханом, который разговаривает с Кереем и Жанибеком через переводчика.
Фильм снят по книге, но даже невооруженным глазом видно, что сюжетная линия полна смысловых купюр. Правда и задача перед авторами ленты — не пересказать историю создания Казахского ханства, а показать его именно казахским и первым национальным государством с легитимным правителем.
Кто нравится народу, тот не нравится хану
"Алмазный меч" — далеко не первая попытка создать национальный миф. В 2005 году по всему миру показывали фильм "Кочевник". Главной задачей казахстанского блокбастера было познакомить мир со своей страной. Задача в целом была успешно выполнена. Благо были приглашены известные актеры, создана красивая картинка, наполненная природными пейзажами.
В новом фильме, снятом в сжатые сроки в сходных локациях и, судя по всему, за один съемочный период, что видно по бедной и скупой на краски картинке все вышло иначе. Но и задача была другой совершенно. "Алмазный меч" — абсолютный продукт внутреннего потребления. Даже русская озвучка у фильма появилась значительно позже, чем фильм увидел первый зритель.
Великий монгол и Казахское ханство
После "Кочевника" Сергей Бодров в 2007 году снял настоящий шедевр — "Монгол". Этот фильм повествует о том, как Чингиз стал ханом, как ковалась его личность. В фильме Чингиз показан лидером, который стал ханом по стечению обстоятельств, в борьбе, где ты или победитель, или проигравший. "Алмазный меч" в этом смысле полностью уступает "Монголу", зато полон национального пафоса, который призван представить историю Казахстана более древней.
В данном случае режиссер и сценарист справились со своей задачей. Сюжет прямой, как полет стрелы — есть плохой хан и хорошие султаны, которые думают о народе, начинают борьбу и побеждают.
Белая Орда стала Акордой
Занимаясь национальным мифотворчеством, очень важно не заступить за флажки, чтобы исторический пафос не превратился на экранах кинозалов в то, что сейчас принято называть "трэш". В соседнем Узбекистане давно в разряд национальных героев возведены Тамерлан и его внук Мирзо Улугбек, которые, конечно, тесно связаны с историей узбеков, но не являются ими в принципе.
Даже на современных памятниках и картинах сознательно убираются монгольские черты у великого завоевателя "хромого Тимура".
В "Алмазном мече" в этом смысле соблюден баланс. Да, Керей и Жанибек — наследники Чингиза, но отождествляют себя с казахами, одним из племен номадов в Великой степи.
Интересной деталью, которая стальной нитью связывает Казахское ханство и современный Казахстан, является, как ни странно, резиденция президента. Она, кстати, называется Акорда, то есть та самая Белая Орда, которую строили чингизиды в XV веке в обширной казахской степи. Государственная логика соблюдена полностью, а национальный миф воплощен в кино.
P.S. Отдельное спасибо хочется сказать коллегам из Астаны, для которых невероятных усилий стоило, чтобы диск с фильмом попал в Минск.