Саммит ОДКБ в Минске: вопросы терроризма и информационной безопасности

© Sputnik / Виктор ТолочкоАлександр Шпаковский
Александр Шпаковский - Sputnik Беларусь
Подписаться
Накануне проведения сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая состоится в белорусской столице 30 ноября, колумнист Sputnik Александр Шпаковский анализирует повестку саммита.

Саммит ОДКБ пройдет 30 ноября в Минске: запланировано совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности стран — участниц организации. Стороны планируют обсудить вопросы противодействия терроризму, киберпреступности и использованию оружия массового поражения. Кроме того, для подписания главам государств ОДКБ подготовят соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности.

ОДКБ - Sputnik Беларусь
Саммит ОДКБ: президенты обсудят проблемные моменты обстановки в мире

Терроризм в фокусе внимания

Нынешняя встреча пройдет как никогда вовремя и вопросы, выбранные для обсуждения, представляются весьма своевременными. Недавний теракт в Египте, жертвами которого стали более 300 человек, еще раз наглядно продемонстрировал актуальность террористической угрозы для всего мира, в том числе для государств ОДКБ. Очевидно, что блоку необходимо совершенствовать собственную стратегию противодействия терроризму, как на территории стран — участниц организации, так и на дальних подступах, вырабатывая механизмы взаимодействия с правоохранительными органами государств с повышенной террористической угрозой.

Между тем, внутри ОДКБ обстановка выглядит достаточно тревожной. Только в одном Кыргызстане количество преступлений, сопряженных с терроризмом и религиозным экстремизмом, увеличилось в три раза за последние 8 лет. В 2016 году кыргызским правоохранительным органам удалось предотвратить 17 терактов на территории республики, 95 человек были привлечены к уголовной ответственности. Не менее сложная ситуация в Таджикистане, под угрозой Казахстан и Российская Федерация. Социальное неравенство, безработица, клановость и коррумпированность государственной власти в зоне ответственности ОДКБ, особенно в странах Центральной Азии, создают питательную среду для международных террористических организаций (МТО), эмиссары которых действуют под крышей полулегальных религиозных объединений и просветительских обществ, приобретают агентов влияния в органах управления, сращиваются с криминалом и националистическими кругами.

Появление единого рынка труда в рамках ЕАЭС, в который входят все государства ОДКБ за исключением Таджикистана, заставляет в еще большей степени внимательно отнестись к проблематике терроризма, так как МТО получили возможность фактически беспрепятственно расширить географию своей деятельности на аудиторию более 180 миллионов человек. Причем если с методами прямого вовлечения граждан в террористическую деятельность спецслужбы ОДКБ борются достаточно умело, то с различными формами "бесконтактной вербовки", то есть через социальные сети, интернет-ресурсы, мессенджеры, дело обстоит гораздо сложнее. В отличие от организованных подпольных структур, где, несмотря на конспирацию, все же есть централизованный механизм принятия решений, списочный состав, процедура приема в ряды и последующего членства, вербовка через интернет не предполагает прямого контакта исполнителя с руководством МТО, а значит, осложняет работу специальных служб по выявлению преступников. В этом случае исполнитель или группа лиц являются лишь потребителями информации радикального содержания и могут долгое время не проявлять себя, оставаясь вне поля зрения правоохранителей, а затем самостоятельно принять решение о "личном джихаде" в самый неожиданный момент.

Информационная безопасность: важнейший вопрос для Беларуси

В этой связи возникает вопрос о формах контроля интернет-пространства в государствах ОДКБ, превентивной защите граждан от деструктивной информации, профилактике терроризма и экстремизма. Этот вопрос крайне важен также для Беларуси, ведь недавно осужденный отечественный сторонник "Исламского государства" из Полоцка использовал интернет как для пропаганды своих взглядов, так и для получения навыков по минно-взрывному делу.

Кроме того, рядом с нашей страной находится воюющая Украина, внутренний конфликт в которой вызвал радикализацию взглядов и действий местных экстремистов. В белорусском сегменте всех популярных социальных сетей созданы и открыто существуют сообщества, пропагандирующие участие в боевых действиях на юго-востоке Украины, повествующие о "боевых буднях" белорусских граждан, воюющих в Донбассе, несмотря на наличие уголовной ответственности за подобные деяния. Фактически каждая публикация такого рода ресурсов содержит признаки составов целого ряда преступлений, связанных с пропагандой войны, разжиганием межнациональной розни и пр., однако отсутствие единого подхода позволяет злоумышленникам долгое время оставаться безнаказанными.

Усиление ОДКБ — жизненная необходимость

Вместе с тем в рамках ОДКБ уже создан Центр кризисного реагирования, на который возлагаются функции по информационно-аналитическому обеспечению борьбы с терроризмом и экстремизмом, обмена информацией в режиме реального времени. Также еще год назад в Ереване было утверждено Положение о формировании единого списка террористических организаций. То есть определенный формат взаимодействия уже существует, сейчас необходимо определить инструменты и привести к некоторому единообразию законодательные практики стран-участниц. Было бы правильным усилить полномочия Центра кризисного реагирования (ЦКР) и обязать соответствующие органы стран ОДКБ принимать меры по блокировке либо ограничению доступа к тем или иным ресурсам, которые признаются экстремистскими по заключению экспертов Центра.

Точно так же необходимо применять меры зеркального запрета, а именно по умолчанию блокировать деятельность структур, запрещенных в одной из стран ОДКБ, в пространстве всех государств-союзников. На сегодняшний день ситуация выглядит иначе: например, главный источник распространения радикального ислама в Кыргызстане, организация "Таблиги Джамаат", действует в этой стране фактически легально, в то время как в иных государствах эта структура запрещена. Кроме того, с учетом нехватки кадров для оперативного выявления деструктивной информации в интернете было бы правильным также предусмотреть роль общественности в борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма, то есть создать соответствующие общественно-консультативные советы в каждом из государств ОДКБ с конечной привязкой их деятельности к ЦКР через органы национального контроля.

В целом, задачи, стоящие перед ОДКБ, представляются крайне важными, и очевидно, что с развитием многополярного мира и евразийской интеграции роль этого образования как военно-политического блока во главе с Россией будет только возрастать. Само время требует усиления ОДКБ, однако справится ли с вызовом времени нынешнее поколение управленцев — вопрос открытый…

Лента новостей
0