Южнокорейские перспективы россиян в связи с "делом Родченкова", "докладом Макларена", "комиссиями МОК", отбиранием медалей и пожизненным отлучением от олимпийского движения спортсменов с каждым новым днем становятся все невнятнее, все более размытыми.
И ситуация будет только усугубляться до 5 декабря, когда на очередном заседании исполкома МОК в Лозанне и должен быть разрублен гордиев узел. Точнее, надо ждать следующего дня — первой среды календарной зимы, когда состоится оглашение решения "быть или не быть?", "обитать или не обитать" России на Играх-2018. Такая важная среда…
Дневники информатора: что Родченков выдал за "список Дюшес">>
Консолидация в скепсисе
Голос "российского биатлона" — спортивный комментатор Дмитрий Губерниев — в Эстерсунде высказывается по этой проблеме ежедневно. Он, работая в этапе Кубка мира, все еще и чувствует на "собственной шкуре". Ведь сейчас на россиян уже кое-кто смотрит, как на "олимпийских покойников". Это ни в коем случае не означает, что кто-то откровенно злобствует, предвкушая возможное отсутствие российской сборной и ее спортсменов в Южной Корее. Однако сейчас даже сочувствующие взгляды способны раздражать. Да и те, кто хочет оказать поддержку россиянам, испытывают неловкость. Во-первых, чего и жалеть, коли нечем помочь? Во-вторых, не все так однозначно. Это в арифметике сумма не зависит от перемены мест слагаемых. В истории же с "российским допингом" этого нет и близко.
Российские спортсмены не толстокожи, и их ощущением никто из находящихся в здравом уме не может позавидовать.
Так вот, вернемся к Губерниеву, который все же услышал белорусский вопрос: дескать, если отвлечься от любого вида пафоса — будь то адвокатский, будь то прокурорский, во что самому Дмитрию верится более всего. Ответ коллеги не удивил: "Против России настроены жестко, по-моему, непоколебимо. Поэтому в Лозанне наш НОК отстранят, но предложат чистым спортсменам выступить в нейтральном статусе. Это нас категорически не устроит".
А если найдутся такие спортсмены, которые проигнорируют общую установку? Как это сделал в 1980 году, например, Себастьян Коу, наплевавший на британский бойкот московских Игр, приехавший в столицу СССР и выигравший золото на беговой дорожке в Лужниках? Губерниев махнул рукой, что можно расшифровать как знак огромного сомнения.
И правда, российское общество сейчас настроено резко против индивидуальных февральских вояжей в Южную Корею. Почти ни у кого они не вызовут восторженного возгласа: "Прорвались!"
В этом консолидация. Она, кстати, изучена и подтверждена социологическими мероприятиями. Например, на вброшенный "информационный шар" об отказе от олимпийских трансляций в случае российской дисквалификации реакция оказалась положительной.
Бесконечно долго можно говорить, что поддержка обеспечена не интересующимися спортом людьми, тогда как для настоящих болельщиков, готовых сопереживать при отсутствии своих биатлонистов той же Дарье Домрачевой, отказ от трансляций — удар в солнечное сплетение, но суть дела от этого не изменится. Консолидация.
И, как ни странно, именно она и заставляет думать, как прав Губерниев и те российские коллеги, что уже отказываются от корейских бронирований в отелях. Это не парадокс — наоборот, диалектика. Прогресса не бывает без раскола! Как и без горечи, без шока, без унижений. Но перво-наперво раскол. Как завещал Владимир Ленин.
Время упущено
Есть очень циничная шутка со зловещим оттенком. Вопрос олимпийской викторины: что надо было сделать российской стороне, если действительно существовала система "государственной поддержки допинга" для сокрытия этого факта? Правильный ответ: организовать физическое устранение Григория Родченкова на следующий день после закрытия Игр в Сочи. Но раз дядя Гриша, напротив, жив, здоров и процветает, сбежав в США, то, значит, никакой "государственной системы" не было и в помине. Химик оговаривает родину.
Ироничный контекст черного анекдота заключается в том, что в системе "косвенных доказательств" этот довод ничуть не хуже других, берущихся на веру. В этом деле вообще не будет никаких прямых улик. Российская сторона не зафиксировала, что сдала пробирки с пробами, но безо всяких царапин. МОК и ВАДА, в свою очередь, не удостоверили, что принимали пробирки с царапинами. С точки зрения юриспруденции эпохи модерна — это тупик, обязанный трактоваться в пользу обвиняемого.
Но вся штука в том, что мир изменился: он нынче находится на финишной прямой процесса формирования нового мироустройства — постмодернистского. Чья суть проста: в ауте уже не только Бог, но и объект с субъектом. Все это не нужный "философский мусор", пережиток прошлого. Информационные потоки и только они! Вот смысл, вот рычаги управления. Первенствуют те из них, что имеют лучшее и всеобъемлющее обеспечение. Поэтому поражение России уже фактически состоялось: ее информационный поток на старте кампании оказался вял и слаб, и вся защита строилась по старым анахроническим принципам, типа "презумпции невиновности". Теперь уже поздно — время упущено, оно не прощает несовременности.
Велосипедный нож в спину
Да и ума в защите даже в последнее время было не то чтобы слишком. Взять хотя бы такую историю. Несколько недель все российские СМИ приветствовали тот факт, что трое велосипедистов — Дмитрий Соколов, Кирилл Свешников и Дмитрий Страхов — подали в суд Торонто иск на тамошнего гражданина, а именно на автора доклада ВАДА мистера Макларена.
Предыстория следующая. Парни приехали на Игры-2016 в Рио и заселились в Олимпийской деревне, но их оттуда попросили вон. Все потому, что фамилии трио оказались упомянутыми в докладе Макларена. Больше никаких улик, никаких положительных проб — ничего. Только это.
В итоге Соколов, Свешников и Страхов сами наняли юристов и подготовили обращение в канадский суд, чтобы взыскать с канадца Макларена компенсацию. Ребятам аплодировали дня два. Пока не изучили мотивационную суть их иска.
А она оказалась следующей. Тренер трио, знаменитый наставник трековиков Александр Кузнецов, постоянно конфликтовал с коллегой-шоссейником Александром Гусятниковым, в том числе и за распределение финансовых потоков. Гусятников же дружил с Родченковым, который стал осенью 2013 года (!) с помощью офицеров РУСАДА преследовать группу Кузнецова, и почти сфабриковал против них допинговое обвинение, "подтвержденное" Московской лабораторией. Карьера парней зависла по-над пропастью. С них требовали огромных сумм.
Кузнецов провел независимое обследование своих подопечных — чисты, как агнцы. После информировал о шантаже высокопоставленного чиновника из Министерства спорта. Благо был выход. Родченкова в этой истории удалось нейтрализовать, но дядя Гриша ведь продолжил свою деятельность на всех постах и фронтах. А уж сбежав в США, он назвал фамилии велосипедистов из чувства мести…
В общем, в трио недолго видели Минина и Пожарского, тот "передовой отряд" борьбы против "наветов Макларена". Потому как если это не система, то что тогда система?
А сакральной и статусной жертвы у России так и не случилось. Все валится только на Родченкова, чего оппоненты никогда не поймут и что делает ситуацию безвыходной.
Пессимист Эдер
Наставник-консультант женской сборной Беларуси по биатлону Альфред Эдер — участник шести Олимпиад. На свои первые и, кстати, домашние Игры-76 в Инсбруке он отправлялся так: "Вечером собрал вещи. Утром с чемоданом, лыжами, винтовкой и ящиком с мазями пошел на вокзал Хохфильцена. Доехал до Инсбрука. Никто меня не встречал, но я пересел в маленький состав, и он поднял меня в горы. Там собралась вся команда".
Завершив спич, Эдер грустно улыбнулся: "Понимаете, какие это были Игры? Романтика! Но постепенно из олимпийского движения стал уходить подлинный дух. Олимпиады развивались, но в развитии слишком большой упор делался на финансы — деньги, деньги, деньги. Я знаю, ведь выступал еще в 40 лет в Лиллехаммере-94. А сейчас ситуация вообще гротескная. Спортсменам с трудом удается оставить в спорте спорт. Все эти истории вообще для меня дики".
Но что делать? Обратного пути, похоже, нет. Или есть, если брать конкретную тему сборной России и Белых игр-2018? Узнаем через неделю. Но, на всякий случай, напомним, что именно Sputnik первым написал о том, что в хоккейный олимпийский турнир могут затребовать белорусскую сборную. Клюшки надо держать наготове. А то еще вспомнят о наших фигуристах, конькобежцах из шорт-трека. И для россиян, наверное, лучше, если это будут наши клюшки и коньки, чем чьи-либо другие. Но как это все грустно…