МИНСК, 24 ноя — Sputnik, Инна Гришук. Белорусские водители-международники, которые возят грузы в Польшу, могут остаться без работы.
Причина в том, что в середине ноября у Беларуси закончились специальные разрешения на международные перевозки грузов по территории Польши, а без них работать нельзя.
"Дозволы" – как топливо для машин
"Эти разрешения для нас – как топливо для машин. Без них работа останавливается", – говорит директор одной из гродненских фирм по организации международных перевозок.
Многие признавались, что небольшой запас разрешений у них еще имеется, но они могут закончиться уже на следующей неделе.
Перевозчики называют разрешения "дозволами". Это специальный документ, который должен иметь водитель фуры при поездке в иностранную страну. Если фура направляется в Польшу, то должно быть польское разрешение, если в Испанию – то разрешения всех стран, через которые будет проезжать.
По словам другого руководителя фирмы, осуществляющей международные перевозки, польские "дозволы" – одни из самых востребованных. Ведь Польша – это транзитная страна. И если фирма отправляет фуры в центральную или северную Европу, то пути чаще всего лежат через польские земли. Также многие фирмы доставляют грузы именно из Польши – из логистических центров, куда прибывают грузы европейских фирм.
Водители могут простаивать
Перевозчики уверяют: если ситуация не решится в ближайшую неделю, то многие водители будут простаивать. А фирмы, у которых заключены контракты на перевозку грузов в Польшу, могут нести убытки из-за нарушения сроков поставки.
Часть крупных фирм, у которых широкая география перевозок, сможет скорректировать маршруты и направить грузы в Европу в объезд Польши. Но больше всего пострадают небольшие фирмы, работающие только в польском направлении.
"В Гродно среди международных перевозчиков таких процентов 80. Им придется сложнее всего", — отметил один из собеседников.
По его словам, за 15 лет работы ситуация с отсутствием польских разрешений появилась впервые. Для всех перевозчиков это очень серьезная проблема. Традиционно в декабре поток грузов вырастает, а в январе наступает затишье, поэтому многие фирмы стараются максимально заработать в конце года.
"Выход из ситуации — это переориентироваться на другие направления – Среднюю Азию, Турцию и другие страны. Но никто не сможет сделать это очень быстро", — говорят перевозчики.
Ждут 11 тысяч дополнительных разрешений
Как сообщили в транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, на 17 ноября разрешения Польши на международные перевозки грузов (двусторонние, транзитные) выданы в полном объеме. Когда поступят дополнительные, пока неизвестно.
Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси ведет переговоры с польской стороной о передаче дополнительного количества разрешений Польши на международные перевозки грузов (двусторонние, транзитные) на 2017 год.
По неподтвержденной информации, Беларусь может получить 11 тысяч дополнительных польских разрешений в ближайшее время. Точные даты называть никто не берется, скорее всего – в начале декабря.
Известно, что белорусские разрешения для польских перевозчиков не закончились. Поэтому, если сторонам не удастся договориться о выдаче дополнительных польских разрешений, то привозить товары и грузы в Беларусь смогут водители польских фур. Для польской экономики это выгодно, а белорусская понесет потери.
Причина – активный рост белорусских грузоперевозок
Как отмечают в транспортной инспекции, еще несколько лет назад Польша использовала больше разрешений на провоз грузов в год, чем Беларусь. Теперь роли поменялись.
В последние годы количество международных перевозок, которые осуществляют белорусские фирмы, постоянно растет. Если несколько лет назад наша страна выбирала около 70% от всех полученных разрешений на грузоперевозки в иностранных государствах, то в прошлом году – почти 93%.
В нынешнем году количество грузоперевозок также увеличилось. Так, если в 2016 году за 10 месяцев было выдано 150 тысяч разрешений, то за 10 месяцев 2017 года – 166 тысяч разрешений.